В основные четыре периода усиления гонений – 1918-1920, 1922-1923, 1929-1932 и 1937-1942 годы – репрессии разнились по своей форме. Были более кровавые, как, например, в 1937-1942 годах. Менее кровавые, но весьма обширные, как, например, в 1929-1932 годах. В период Гражданской войны, как правило, происходили аресты или просто задержания людей, прежде всего, из объявленных классово враждебными социальных групп, и они часто завершались стихийной расправой или расстрелом даже без какой-либо формальной судебной процедуры – порой человек даже не успевал понять, что происходит.

Уже с 30-х годов XX века стала доминировать практика многодневного или многонедельного следствия с применением физического воздействия. Арестованных принуждали к тому, чтобы они давали показания как на контрреволюционеров (в дальнейшем этот термин заменит определение «враг народа») – на себя и на других людей.

СТРАННЫЕ ЛЮДИ, СМОТРЯЩИЕ В НЕБО

Когда наши современники, знакомые с житиями древних святых, читают жизнеописания новомучеников, они испытают чувство разочарования и сомнения. Ни чудес, ни обличений из уст мучеников, обращённых к их палачам, ни каких-то сверхъестественных исцелений мы не встречаем, и кажется: какие же они после этого мученики, если никакими чудотворениями не сопровождалась их гибель?

Это обстоятельство смущает очень многих. Наша русская православная ментальность вообще очень боится сомнений. Хотя это плохо: только вера, прошедшая через горнило сомнений, может быть по-настоящему твёрдой. А вера, не прошедшая их, скорее, отдаёт доверчивостью, которая с лёгкостью заменяется доверчивостью к чему-либо другому, что и случилось в нашей истории в 1917 году.

***

У нас очень популярны те святые (в самом деле, кто не просил о помощи блаженную Матрону Московскую?), к кому можно обратиться с просьбой, которую невозможно удовлетворить в системе здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов или судебной системе. Надо, чтобы святые помогли нам в жизни, может быть, несовершенной, но такой привычной, ещё лучше устроиться, благополучнее и спокойнее жить. Такое потребительское отношение к святым делает для нас неудобным обращение к новомученикам. В самом деле, что можно у них просить?

Просить избавить от бед – довольно странно. Они сразу же ставят нас в ситуацию, в которой испытание на духовные качества человек проходит, когда оказывается в условиях страданий. Сложно усвоить очевидную истину, что христианин в обращении и к Богу, и к святым должен быть не потребителем, а соработником.

Неудивительно, что многие из нас, приходя в Церковь, не помышляют о том, что она может им дать только Царствие Божие. А уже как следствие – и всё остальное. Настроенные таким образом, не воспринимают ни церковных реалий, ни исторических – видят только внешнюю оболочку жизни. Им хочется отмахнуться от всего тяжёлого, от массовых расстрелов, тысяч смертей, которые ощущаются как нечто иррациональное, не поддающееся осмыслению, хочется обратиться к светлой стороне жизни, а она рождается только из поисков Царствия Божия. А для этого нужно принять прошлое со всеми его страданиями. Потому что и современная, и будущая жизнь России неразрывно, органически связана с прошлым, вырастает из него…

И урок новомучеников может быть только один: свидетельство о Христе должно происходить не в каких-то экстремальных ситуациях, а в каждом дне, часе обычной жизни. Нужно научиться любить и прощать, и делиться своей верой. То есть жить так, чтобы христианство стало убедительно, благодаря тому свету, который струится из глаз верующего человека, который виден из жизни, из её плодов. И когда в повседневных делах удастся сделать выбор в пользу Христа, может быть, и не придётся оказаться на месте мученика и делать этот выбор ценой собственной жизни. И чтобы быть свидетелем Христа, нужно будет не погибать, а жить…

***

«О преславнии и всехвальнии угодницы Божии, новомученицы, исповедницы и страстотерпцы, в земли Российстей просиявшии! Молите Христа Бога, да спасет Он Россию от всяких бед и напастей вражеския…».

А неусвоенный опыт возвращается к нам всё новыми ошибками. И это мучительно по своей бессмысленности. Да и долготерпение Божие в рамках земной действительности не бесконечно…

Ирина КУЗНЕЦОВА

Фото Yury Popolitov.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.