Новые технологии сделали органическое земледелие эффективнее обычного агрохимического. Органика может быть эффективной, прибыльной и масштабной. Во всяком случае, именно так утверждают специалисты.
Есть ещё один весьма важный для нас момент. Органическое земледелие в России способно стать локомотивом развития и средством спасения от банкротства сотен тысяч мелких и средних сельхозпроизводств. Такое направление особенно развито в Европе, Австралии и Южной Америке. И мировая тридцатилетняя практика доказала: органическое сельское хозяйство может развиваться в депрессивных регионах – при условии благоприятной экологии. ООН проводило исследования, согласно которым при реорганизации хозяйств с внедрением методов органического производства продуктивность малых форм сельского хозяйства повышалась на 116%, а доходы фермеров увеличивались в 2-3 раза.
Стоит только подумать о том, что можно обойтись без поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и тому подобного, как энтузиазм сразу начинает резко возрастать. Само собой, увеличение доходов селян и сохранение здоровья почв создаёт благоприятные условия для устойчивого развития сельских территорий.
При этом фермер в России и в той же Америке – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У нас фермер – это свободный в своих планах и действиях человек, ограниченный только возможностями финансирования, а в Штатах… Но лучше послушаем всё того же нашего бывшего соотечественника:
«Фермер – это специальный робот под колпаком. Он весь повязан налогами, инструкциями, как сажать картошку; всё он должен делать только по инструкциям; сейчас в США уже ГМО до картошки добрались! Фермер должен чётко исполнять, сколько он должен забухать в своё картофельное поле центнеров этого гербицида, пестицида, химикалий! И так – несколько десятков промышленных ядов! Иначе ферму закроют! Фермеры обязаны травить продукты в самый момент производства! Свобода производства сельхозпродуктов по своему усмотрению и опыту в США отсутствует вообще, и за этим строго следят!».
СТОИТ ТОЛЬКО ЗАХОТЕТЬ
У нас фермерские хозяйства, в том числе в Ржевском районе, в большой степени ориентированы именно на производство экологически чистых продуктов. Районная администрация, как может, поддерживает их, хотя возможности власти, конечно же, не беспредельны, и помощь в основном выражается в выделении земли, ускоренном прохождении документации и тому подобном. А помощь требуется более масштабная, и оказать её может только государство.
Проблемы есть, и главные среди них – это отсутствие каналов сбыта продукции, большие расходы на транспортировку, если речь идёт о скоропортящихся продуктах, частое отсутствие гарантий того, что продукция действительно соответствует ожиданиям покупателей. Государственные стандарты, определяющие принципы органического сельского хозяйства, опять же пока отсутствуют. Тем не менее, фермерство в России развивается, причём по многим направлениям, и особенно активно – в такой специфической области, как сыроварение. Только что в Москве завершилась выставка «Золотая осень», были на ней представлены и российские сыры. Для многих посетителей этот факт стал открытием и привёл к непреходящему удивлению.
Сказать, что я был потрясён – значит, ничего не сказать! Нет, я, конечно, много читал про то, что сейчас в России идёт колоссальный подъём сельского хозяйства, и видел своими глазами фермы – и в Подмосковье, и на Юге России, и сыры местные пробовал – от Москвы до Кавказа, но ТАКОЕ…
В общем, это был такой же шок, как в начале 90-х в Швейцарии. Совершенно изумительные по качеству и разнообразию сыры всех основных сортов: рокфор, бри, камамбер, моцарелла, пармезан, реблошон, фета, эмменталь и десятки других – свежие, пахучие, тающие во рту. Представить себе, что такое количество сортов абсолютного швейцарского, французского, итальянского качества производится сейчас у нас в России я, честно говоря, не мог», – пишет один из посетителей выставки.
И мы тоже не могли представить, что сельское хозяйство у нас может развиваться такими темпами. Однако процесс пошёл, да так быстро, что надо постараться от него не отстать. Перспективы открываются поистине захватывающие, и отнюдь не только для фермерских хозяйств. Потенциальный рынок реализации экологически чистой сельхозпродукции в России оценивается в 300-400 млрд. рублей к 2020 году, причём ёмкость экспортного рынка существенно превышает объём внутреннего.
По оценкам международных экспертов, мировой рынок экологически чистой сельхозпродукции в 2020 году составит 200-250 млрд. долларов. И у России появляется уникальный шанс. Мы обладаем колоссальными природными ресурсами для производства экологически чистой продукции (20% запасов пресной воды в мире, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозёма, 40 млн. га залежных сельскохозяйственных земель, длительное время не получавших химизации).
У нашей страны выгодное для производства и экспорта экологически чистой продукции географическое расположение. Соответственно, Россия на международном рынке экологически чистой сельхозпродукции уже в 2020 году способна занять 15%. У Тверской области тоже есть возможность совершить прорыв в развитии органического сельского хозяйства. Во-первых, мы самая большой регион в европейской части России, во-вторых, у нас губернатор – выходец из Минсельхоза, в-третьих, в Верхневолжье огромное количество земель было выведено из сельхозоборота и соответственно никакой химии не получало.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.