Начиная с конца весны, в городе Ржеве как будто сама собой появилась проблема, с которой до сих пор не удаётся справиться. То есть, до июня её не было, а потом вдруг она появилась – нежданно-негаданно, подобно зимней грозе. Речь, конечно же, идёт о неразберихе в сфере ЖКХ в части управления многоквартирным жилым фондом. Весь прошлый год и до середины нынешнего горожане, поругивая управляющие компании, тем не менее, довольно исправно оплачивали приходящие к ним счета за оказанные жилищно-коммунальные услуги. И вдруг, начиная с середины 2015 года, обычный порядок движения собираемых средств оказался нарушен. Почти все управляющие компании, которые создавались совсем недавно и только-только успели выйти на рынок услуг, оказались отодвинуты от деятельности, ради которой они и создавались. Начались проблемы с получением лицензии, наличие которой стало обязательным, развернулась кампания – не хотелось бы говорить о дискредитации, потому как претензий к домоуправителям достаточно (а к кому их нет?), — но активной критики уж точно. Появилась и фирма, которая должна была затмить на жилищном небосклоне в первую очередь звезду по имени ООО «РУК». Но Ржевская управляющая компания не пожелала уходить с небосклона и втягиваться в орбиту сверхновой звезды под названием МУП «Содействие».


Неизбежный итог подобных коллизий всегда одинаков – конфликт, который со временем только разрастается и захватывает всё новых участников, подобно тому, как чёрная дыра втягивает в себя малые и большие планеты. Как следствие, началось перетягивание каната среди «конкурирующих фирм»: и те, и другие стали слать платёжные квитанции гражданам. Граждане, получая двойные «жировки», начали впадать в транс, совершенно не понимая, какой из двух квитанций отдать предпочтение. Ситуация усугублялась подъездной войной, когда на дверях подъездов стали появляться объявления вполне определённого содержания. Смысл этих проскрипций больше всего напоминал бессмертную фразу из «Джентльменов удачи»: «Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь». Мёртвыми граждане явно быть не хотели, равно как и лишиться своих кровных, поэтому они не стали ходить ни туда, и ни сюда (по крайней мере, в большинстве своём). И вот уже из месяца в месяц большая часть жителей многоквартирных домов не платят вообще никому.
Последствия, естественно, не заставили себя долго ждать. Управляющие компании, попавшие в некий правовой вакуум, не получая средств граждан, по вполне понятным причинам не рассчитываются с поставщиками услуг, те, в свою очередь, – с поставщиками ресурсов. А ведь ресурсники, люди решительные и к тому же никак не связанные с местными властями, могут в очередной раз отключить газ, показательно наказав и граждан, и социальную сферу. Ситуация в таких ресурсоснабжающих организациях, как Водоканал и тепловые сети, складывается тяжёлая. Люди уже по несколько месяцев не получают зарплату, одни уходят, другие остаются в ожидании лучших времён. А лучшие времена всё не наступают и не наступают.
Можно было бы сказать, что это в полной мере провальная политика местных властей, если бы не одно, но весьма существенное обстоятельство. Точно такая же ситуация имеет место быть во многих городах нашей страны, в том числе – и в самой столице. Но там в силу огромности Москвы это локальные явления, тогда как в небольших и даже средних городах такая ситуация становится масштабной проблемой. Совсем недавно по первому каналу телевидения прошёл сюжет о городе Череповце. Довольно крупный город, по числу населения, кажется, превосходящий губернскую столицу – Вологду. Так вот там, точно так же, как в Ржеве, одновременно на одних и тех же участках действуют сразу по две, а то и по три управляющие компании. Нельзя было без сочувствия слушать рассказ пенсионерки о том, что она оплатила счета в компанию «Металлург», а ей потом прислали платёжки из компании «Зареченская». Причём уже по судебному решению. Когда же она с уже оплаченными счетами пришла в эту вторую компанию, ей вежливо так сказали: «Вы что, не доверяете нашему суду?». И возразить на это бабушке было нечего. Доверять-то она, может, и доверяет, но уплаченные деньги ведь тоже жалко, а их никто ей возвращать не собирается. И таких граждан, как она, в Череповце немало. Кое-кто, как выяснилось, платил даже не по два, а по три раза, поскольку обнаруживались сразу три претендента на управление, и суд обязывал платить самому последнему из них.
Вот и получается, что ситуация, похожая на ржевскую, наблюдается по всей стране. А это означает только одно – перед нами совсем не случайность, а системный сбой. И вероятность подобного развития событий была заложена изначально – ещё на уровне принятия Государственной думой закона в сфере ЖКХ. Сейчас на поверхность просто вышли многочисленные недоработки законодателей, которые по неведомой нам причине заложены в документе. Вряд ли в этом был какой-то злой умысел, скорее всего – недостаток профессионализма и то, что у нас называется – «гладко было на бумаге». Теперь парламентарии спохватились и срочно начали вносить исправления и дополнения в документ. Об этих изменениях наши газета уже писала в материале «В ЖКХ грядут большие перемены». В основном изменения направлены на большую прозрачность в деятельности управляющих компаний и ужесточение санкций за нарушение существующих правил.
Но дело-то ведь не только и не столько в ужесточении подходов и более суровой ответственности за прегрешения. Главное, что должно быть, – это наличие внятных, честных и рассчитанных на длительное использование «правил игры» для всех участников рынка жилищных услуг. А Государственная жилищная инспекция не должна в этом случае выступать в качестве жупела, с помощью которого можно карать и миловать по собственному усмотрению. Её задачей должно стать отсеивание недобросовестных претендентов на участие в обслуживании граждан ещё на подходе. Сейчас же получается так, что на рынок выходят все – чистые и нечистые – и только потом начинается отделение первых от вторых. Причём по какому признаку – понять иногда очень трудно. А принцип здесь должен быть только один – оценка населения. Именно сами граждане должны решать, кто и каким образом должен их обслуживать.
Здесь, конечно, существует ещё одна проблема – в виде инертности наших собственников. Они не очень рвутся ходить на собрания, предпочитая отсиживаться дома, когда надо высказывать своё мнение. Но это дело поправимое, и неизбежный ход событий каждого заставит пересмотреть своё отношение к участию в управлении общедомовым имуществом – то есть, к принятию решений. Управляющие компании тоже должны понять, что время, когда они действовали без оглядки на мнение граждан, безвозвратно прошли. И договорная кампания должна проходить не для галочки в отчёте, а с полной ответственностью за свои действия, и в договоре должны быть прописаны права и обязанности сторон. Многое из того, что должно применяться на практике, сейчас если и существует, то только в качестве недостаточно чётко прописанных положений. Проблема разносторонняя, и решать её надо комплексно, хорошо продумывая правила для всех участников и возможные последствия от тех или иных действий.
В Ржеве же сейчас требуется как можно быстрее найти решение. А, как правило, лучшее решение в такой ситуации – это компромисс.

 

Вера Гладышева

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.