Михаил Павлович сказал, что мы должны помнить и о подвигах, и о трагедиях военных лет. Для нас главное – память о той войне и тех жителях, которые стали её невинными жертвами. И утратить эту память мы не имеем права. Позднее В. Румянцев заявил, что акция устрашения, проведённая немцами в феврале 1942 года, фактически стала актом геноцида. Мы долго стеснялись называть вещи своими именами. Ну, как же, это ведь братские советские республики, это их граждане участвовали в массовых казнях и расстрелах. Это члены нашего военно-политического блока воевали на стороне Гитлера или поставляли ему вооружение и продовольствие. Нельзя об этом напоминать, а то ведь ненароком могут и обидеться. Вот и замалчивали мы факты геноцида, где главным пострадавшим, помимо евреев, был русский народ.
Но теперь всё меняется. Уже факты геноцида зафиксированы в Новгородской и Воронежской областях. Возможно, то же самое будет сделано и в Ржевском районе. Недавно Россия обратилась к Германии, Канаде, Латвии, Польше, США и Эстонии за правовой помощью в расследовании геноцида народов СССР в годы Великой Отечественной войны. Надеяться на то, что эти страны станут помогать нам в расследовании трагических страниц истории, не приходится. Но стесняться нам нечего, пришло время называть вещи своими именами, и постоянно показывать господам из Европы, кто они на самом деле, и что творили на территории нашей страны. А то ведь нас скоро начнут обвинять в том, что это мы напали на Германию, а не она на нас.
ПАМЯТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ
Предваряя показ фильма, глава с/п «Чертолино» Ирина Тихомирова, сказала, что об афанасовской трагедии, когда были расстреляны 66 её жителей, современники хранят память, делая всё возможное, чтобы она никогда не исчезала. На презентацию были приглашены школьники, которые интересуются историей, а также те жители, кои по крупицам собирали исторические данные и создавали Комнату памяти деревни Афанасово. Первые контакты с автором будущего фильма об Афанасове Николаем Каташовым состоялись ещё в 2018-м, а результат работы был представлен зрителям через три года. Сельское поселение также подготовило сборник о родном крае под названием «Малая родина – большая любовь».
Николай Геннадьевич заметил, что рассказ о трагедии Афанасово – это только часть авторского проекта «История забытых деревень». Скажем, из Селижаровского района они привезли и сделали достоянием общественности историю мальчика, который погиб, защищая родную деревню. С этого фильма и стартовал большой проект. В Бельском районе сняли фильм об обычной деревенской семье Ершовых, втянутой в омут войны. А Ржевский район дал сюжет о сожжённой деревне. Причём этот короткометражный фильм в основном постановочный. Ведь в 1942-м были не только расстреляны жители, но и сама деревня сожжена, поэтому практически никаких материальных свидетельств не осталось. И большой удачей группа, работавшая над фильмом, считает найденный в архиве акт – документальное свидетельство о произошедшей трагедии.
Работой по поиску документов занималась студентка исторического факультета ТГУ Анастасия Дубинина. По её словам, то чувство, когда ей удалось найти документальное свидетельство афанасовской трагедии, описанию не поддаётся. Над фильмом, который занимает менее 10 минут, работали более 100 человек. Его к тому же пришлось переснимать, поскольку по ходу съёмок поменялась концепция. Одной из этих многих была Дарья Дергунова, студентка того же университета, но уже филфака. Она сказала, что проект её сразу заинтересовал. Съёмки эмоционально для неё оказались тяжёлыми, но вместе с тем пришло понимание, что это необходимо сделать. Для этого пришлось пережить (пусть не полностью, не до конца) тот ужас, который чувствовали погибавшие жители деревни.
НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ПЕРЕД ПАВШИМИ
Пока шла подготовка к памятной дате, произошло событие, которое иначе как актом вандализма не назовёшь. Неизвестные лица нанесли значительный урон памятному месту – Звягинскому мемориалу. Разбиты фонари, срезаны электрические провода, уничтожена светодиодная подсветка. Важно найти виновных, но гораздо важнее получить ответ на вопрос, как вообще подобное стало возможным?
Не потому ли, что героем нашей молодёжи становятся такие персонажи, как Алишер Валеев (Моргенштерн), который открыто заявляет о бессмысленности для него празднования Дня Победы. И здесь одними карательными мерами не обойтись. Люди должны чувствовать свою генетическую связь с героями, которые отдали свою жизнь, чтобы жили они. А ещё – ощущать свой нравственный долг перед памятью павших и жертв войны.
Проект, который осуществляют представители ТГУ, вносит свой вклад в очень важное дело – сохранение памяти. Чтобы на уровне чувств и эмоций приблизить те времена к нам, живущим сегодня. Им за это благодарность, а нам – урок деятельной памяти, сочувствия и сострадания.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.