В рамках исторического марафона «Ржевская битва: события на подступах к столице», в Ржевском краеведческом музее состоялся первый этап краеведческих чтений, посвящённый ржевитянкам, которые внесли свой вклад в Великую Победу. Нам не дано узнать судьбу людей,//Да и своей – плохие мы пророки.//Кто мог тогда среди твоих друзей/Увидеть подвига истоки… Эти строки написал Яков Гуревич, почётный гражданин города Ржева, чьё имя носит ДМШ №1. Яков Иосифович был одноклассником Паши Савельевой. О жизни и подвиге Прасковьи Ивановны Савельевой старшеклассникам СОШ №2 рассказала Марина Веселова, старший библиотекарь детского отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Островского.
ДЕВУШКА С СЕРДЦЕМ
Прасковья Савельева – все её называли Пашей – родилась в 1918 году. Образцовую среднюю школу №3 на ул. Большая Спасская, в здании, где сейчас располагается детская библиотека, она окончила с отличием. Мечтала стать детским врачом, но не успела вовремя подать документы в медицинский. Встретила подруг по школе, и они уговорили её поступать вместе с ними в Московский кредитно-экономический институт Госбанка СССР.
Время учёбы совпало с эпохой героев. Каждое утро газеты называли всё новые и новые имена. К вечеру их уже знала наизусть вся страна: Валерий Чкалов, Никита Карацупа, Паша Ангелина, Алексей Стаханов и другие. С восторгом и удивлением читала о них Паша, а в голове не укладывалось: как же они смогли это сделать? Может, это какие-то особенные люди, и у них вместо нервов – стальные провода, а вместо сердца – «пламенный мотор»? Ведь её собственные подвиги закончились на том, что она выполнила нормы всех оборонных значков: ГТО, ГСО, ПВХО и «Ворошиловский стрелок».
В институте Паша училась хорошо. Её так же, как и в школе, все очень любили. Не случайно на фотографиях она самая маленькая ростом, но всегда – в окружении людей. Однако в глубине души Паша продолжала оставаться застенчивой сельской девушкой и при этом человеком с большим сердцем. Худенькая, стройная, похожая на мальчика-подростка. Пушистые тёмно-русые волосы Паша стригла коротко, почти по-мальчишески. Лишь на четвёртом курсе, перед самым выпускным вечером, поддалась уговорам подруг и за компанию с ними сделала себе перманент. Так они и сфотографировались вчетвером: все разные, а причёски одинаковые.
По распределению в 1940 году Паша уехала в город Луцк (Западная Украина). Молодой специалист Прасковья Савельева за короткое время сумела завоевать авторитет среди коллег. Паша работала кредитным инспектором, была требовательным и исполнительным специалистом. Пожилые сослуживцы уважительно величали её Прасковьей Ивановной, а молодёжь ласково – Пашенькой.
АХ, ВОЙНА, ЧТО Ж ТЫ, ПОДЛАЯ…
В начале лета 1941 года к Паше из Ржева приехали гости: мама, тётя и пятилетняя Верочка, дочь сестры. Так и жили они на Спокойной улице до 22 июня 1941 года. Здесь и застала их война. Паша вместе с семьёй пыталась эвакуироваться на восток, но все дороги были уже отрезаны гитлеровскими войсками, поэтому пришлось вернуться в город. 25 июня Луцк заняли немецкие войска. Домик на Спокойной улице приглянулся какому-то оккупанту, и всем его обитателям предложили немедленно убираться. После долгих мытарств Паше удалось найти пристанище в доме №14 на улице Хлебная. Теперь Паша была безработной. В здании банка, где она трудилась до войны, разместили гестапо…
Именно тогда Прасковья вступила в ряды антифашистского подполья, которым руководил кадровый военный Виктор Измайлов, установивший связь с диверсионно-разведывательным отрядом НКВД Дмитрия Медведева. В 1943 году во главе Луцкого подполья встала Паша Савельева. Её группа сделала немало: добывала ценные документы, истребляла фашистских разведчиков, совершала диверсии, собирала важные сведения… Но подпольщики могли сделать больше. Для этого нужна была связь с Большой землёй, и она была налажена.
Осенью через Дмитрия Медведева Прасковья получила задание от высшего военного руководства страны добыть образец снаряда с химической начинкой, чтобы уличить Германию в подготовке к химической войне. Выполнять его взялась лично Паша и ещё два подпольщика. Они переоделись в немецкую форму и под видом патруля проникли на территорию охраняемого склада. Убили часовых и похитили сверхсекретное оружие. На самолёте образец был доставлен в Москву.
Тем временем обстановка в Луцке накалялась. В городе проходили многочисленные аресты. Гестапо и его шеф Фишер были в бешенстве и делали всё возможное, чтобы раскрыть неуловимых подпольщиков, совершивших дерзкий налёт на химический склад…
СОЖЖЁННАЯ НА КОСТРЕ
22 декабря 1943 года за Пашей пришли гестаповцы. Правда, после допроса девушку отпустили, но установили за ней негласное наблюдение. Вскоре один из уцелевших часовых склада признал в Паше человека из патруля. Прасковью Савельеву арестовали и водворили в келью №14 бывшего католического монастыря Луцка, где фашисты устроили тюрьму.
Маленькая, похожая на подростка девушка пережила чудовищные пытки. Фашисты изощрённо терзали её больше двух недель. Но Паша никого не выдала. Не сломалась хрупкая Паша даже после того, как в тюремном коридоре увидела свою мать. Это была их последняя встреча, их последний разговор. О чём думала Паша в последние дни своей жизни? Может быть, она переслала на волю прощальные письма? Мы этого не знаем. Знаем только о записке, переправленной в соседнюю камеру. Знаем о надписи, сделанной на стене камеры №14 перед самой казнью: «Приближается чёрная, страшная минута! Всё тело изувечено – ни рук, ни ног… Но умираю молча. Страшно умирать в 26 лет. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы… Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. Твоя Паша»…
14 января 1944 года Прасковья Савельева была казнена. Её не расстреляли – заживо сожгли на костре. Но смерть Паши не была напрасной. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции предупредили Берлин: в случае применения Германией химического оружия возмездие не заставит себя долго ждать…
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПАШИ
Вновь историю Паши вспомнили в 1960 году, когда в «Литературной газете» появилась статья «Сожжённая на костре». И вся страна узнала о девочке из Ржева. В редакцию газеты мешками начали приходить письма. 8 мая 1965 года Указом Верховного Совета СССР Прасковья Ивановна Савельева за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, была награждена орденом Ленина (посмертно). Так началась вторая жизнь Паши.
В 1972 году в Луцке был воздвигнут бронзовый памятник работы украинского скульптора Якова Чайки. Гипсовая скультура Паши Савельевой хранится в музее Ржева, её автор – ржевский скульптор Анатолий Буров. В честь Паши были открыты музеи, названы улицы. В театре Луцка шёл спектакль о её жизни. Но это всё – в прошлом. Сначала пропал памятник – на Украине начались совсем другие времена. И сегодня в Луцке ничего не напоминает о подвиге, который совершила наша землячка. Поэтому остаёмся мы с вами – ржевитяне.
– В фондах музея хранится платье Паши и салфетка, вышитая её руками, – дополнила рассказ заведующая музеем Ольга Дудкина. Кстати, в этом году в Твери, на улице Паши Савельевой, будет установлен её памятник. Это инициатива тверских школьников, поддержанная губернатором Игорем Руденей и Тверской Думой.
«НИЧЕГО ОСОБЕННОГО»
Заведующая музеем рассказала о судьбе ещё двух ржевитянок. Антонина Одинцова осенью 1941 года ушла из Ржева к родителям в деревню Черемушница, что в 8 километрах от п. Оленино. Там и произошла история, о которой Антонина Ивановна никому не говорила. Почему? Считала, что ничего особенного не совершила.
Однажды в феврале 1942 года, ночью, в окно дома постучали. Оказалось, это раненый лётчик, капитан Савва Мельник. Его самолёт был сбит, а сам он получил серьёзное обморожение. Тоня предупредила жителей деревни, что Савва – её муж. Никто из сельчан лётчика не выдал, но у него началась гангрена. И Тоня сама, без наркоза ампутировала ему ступни ног! Капитан остался жив. Лечился, встал на протезы, дошёл до Берлина и прожил долгую жизнь.
Как стало известно о подвиге? Антонина Ивановна обратились в администрацию Ржева с просьбой предоставить жильё. И рассказала свою историю. Журналисты «Ржевской правды» опубликовали статью, а потом материал вышел в центральной газете «Известия». Его прочитала известная актриса и режиссёр Галина Волчек, руководитель московского театра «Современник». Приехала в Ржев, встретилась с Антониной Ивановной, записала её рассказ. Очень хотела снять фильм и сыграть в нём главную роль. Уже был готов сценарий, но ей отказали. А квартиру Антонине Одинцовой всё-таки предоставили – на улице Бехтерева.
В фондах музея хранится оригинал справки, которую 11 марта 1943 года написал командир 708-го авиаполка капитан Савва Маркович Мельник. «Справка дана гражданину д. Черемушница Одинцову Ивану Даниловичу в том, что он с 28.02.42 по 4.03.43 года, то есть, до прихода частей Красной Армии, скрывал меня от немецких оккупантов в составе своей семьи под именем Савелий Фёдорович. Несмотря на репрессии врагов, на тяжелое состояние моего здоровья, мне была оказана помощь, лечение, питание со стороны семьи Одинцова, о чём свидетельствует сохранность моей жизни».
И ДОЛЬШЕ ВЕКА…
В фондах Ржевского краеведческого музея хранится портрет Антонины Павловны Коробовой, уроженки д. Зальково Ржевского района. 23 февраля нынешнего года по ТВ шёл концерт, посвященный Дню защитника Отечества. В завершение вечера ведущий предложил поприветствовать участников Великой Отечественной войны. Поднялись ветераны – двое мужчин и одна женщина – ржевитянка Антонина Коробова.
На сегодня Антонине Павловне – 102 года! Когда началась война, ей было 16 лет. Тоня, попала на фронт, дошла до Победы. Стала супругой известного советского художника Александра Коробова. В фондах музея хранится её портрет, а также военные сапоги – 33-го размера… И на самом деле, это крайне важно –увидеть подвига истоки…
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.