В  довоенное  время  в  Ржеве  выходила не только «Ржевская правда», но и многотиражки. Скажем, на колодочной фабрике (сейчас – ОАО «Элтра») с 1932 года выпускалась многотиражная газета «Ворошиловец» (фабрика носила имя Климента Ворошилова – наркома обороны нашей страны). Но для меня стало открытием, что также издавали свою многотиражку на льночесальной фабрике и льнозаводе. Об этом сообщила Надежда Максимова, историк из Москвы, инициатор и создатель выставки «Ржев в ХХ веке». Краеведы Олег и Наталья Драновы отсканировали номера этой газеты и подарили копии нашему музею.  «Ударница» начала выходить 13 апреля 1930 года в типографии издательства «Ржевская правда» – в качестве «газеты рабочих и служащих Ржевской льночесальной фабрики, бывшая РАЛФ, завода «Розпол» и опытного поля», как значится на первой странице издания. Адрес редколлегии: «Гор. Ржев, коллектив ВКП (б), фабрика б. РАЛФ». Тираж газеты составлял 1000 экземпляров, она выпускалась на 4 страницах. В общей сложности увидели свет семь номеров (правда, №4 по каким-то причинам отсутствует), последний – в ноябре 1930-го. В Ржеве до сих пор целый микрорайон называют «Ральфом». Видимо, так (РАЛФ – Ржевская ассоциация льночесальных фабрик) фабрика именовалась ещё до революции. Вероятно, что льнозавод называли «Розпол» – Ржевский опытный завод первичной обработки льна. Что такое опытное поле? Предполагаю, что значительный участок земли, на котором ставили свои опыты льноводы.


ДЕЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

Надо сказать, что на «Ральфе» и в «Розполе» трудились ударно, в основном перевыполняя план. Об этом мы знаем доподлинно – «Ударница» информировала читателей о результатах производственной деятельности. В газете сообщается, что, например, в 1928-1929 годах на фабрике выпустили 12 281 тонн валовой продукции (+125,95 процентов к 1927-1928 г.г., или 107,2% к плану), за первый квартал 1929-1930 г.г. – 5 289,6 т (101,6% плана), за январь-февраль – 4 262 т (104,79% плана).

А вот как на предприятиях изменялось количество работников. Так, к началу 1928-1929 г.г. здесь трудились 667 человек, а к концу этого периода – уже 1060. На 1 февраля 1930 эта цифра составила 1316 человек. Таким образом, в связи с расширением и переходом фабрики на непрерывную производственную неделю штат рабочих увеличился фактически вдвое.

В этот период «Ралф» и «Розпол» действительно переживали период расширения производственных площадей и масштабное переоборудование. Так, в самом первом номере «Ударницы» №1 речь идёт о заводских перспективах: «Завод с некоторыми изменениями первоначального плана по переоборудованию будет пущен с 16 апреля. По проекту должны работать три турбины… Также будут поставлены: 2 кудельные машины, 1 трясилка, 3 бельгийских колеса. Отжимной пресс будет установлен вне завода. Сушилка по плану должна быть убавлена наполовину, но последним распоряжением правления временно оставлена в прежнем виде – как и вытяжная вентиляция. Что же касается приточной вентиляции и костротранспорта, проекты на которые до сих пор не утверждены, установка их будет производиться по получении таковых… Старое мочильное отделение будет пущено, как только позволит погода, а новое мочильное отделение будет пущено после окончательное приёмки от «Текстильстроя».

И тут же – важная приписка: «В связи с нахождением рабочих в декретном отпуске, не удалось проработать тему в массах, поэтому, как только завод будет пущен, сейчас же нужно будет поставить вопрос по проработке промфинплана на рабочих собраниях. Чтобы цех бригады и индивидуально рабочие или работницы знали не только количественные, но и качественные показатели, которые нужно не только выполнить, но и перевыполнить».

Про взятые на себя обязательства и соцсоревнование внутри коллективов предприятий, а также с другими заводами и фабриками «Ударница» пишет почти в каждом номере. Подготовка кадров – также ключевая задача, она решалась, благодаря специально организованным курсам, школам и кружкам. Привычны и лозунги того времени: «На высшую скорость заготовку и приёмку льна!»; «В 13-ю годовщину Октября построимся в боевые колонны на штурм ударного квартала!»; «Усилим борьбу с прогулами простоями, браком! На чёрную доску – цеха, смены, терпящие брак и прогулы, лодырничинье и беспорядок!».

\

С ЗАБОТОЙ О РАБОЧИХ

Впрочем, не только делами производственными жили коллективы обоих предприятий. Об этом мы узнаём из корреспонденций врача В. Мотова, видимо, работавшего здесь в штатном порядке. Вот, например, что он пишет в заметке «Освежим воздух вокруг фабрики и завода!»: «Фабрика и завод загрязняют воздух пылью и запахами мочильных баков. Производство расширяется, а совершенно не видно заботы об очистке воздуха… Древонасаждение – лучший и единственный способ, поэтому на свободных участках необходимо разбить аллеи. Запылённые в корпусах лёгкие рабочих такие образом найдут достаточно воздуха для освежения крови, а переутомлённые нервы – покой».

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.