Пятый сын Потапа Мишка (Константин Мянник) любит замужнюю Настасью (Ольга Кудрявцева). Кстати, Царь предлагал ей бросить больного мужа и открыто жить с Мишкой. Когда же она возражает, рекомендует Настасье отравить благоверного, а потом дать кому надо взятку, чтобы дело замяли. Оба обсуждали убийство настолько буднично, что понимаешь: жизнь человеческая для них ничего не стоит. Именно так крестьяне нередко и выходили в купцы – наживая своей капитал с кистенём в руках на больших дорогах.

Дочь Люба (Оксана Тетто) – красавица на выданье, но отец не желает отдавать её замуж, поскольку она нужна ему на хозяйстве. Хотя прекрасно знает, как девка мечтает стать женой городского парня. Наконец, младший сынок Потапа, Сашка (Даниил Исамбаев), так же, как и старшие, вынужден терпеть крутой нрав отца.

Ещё один персонаж – столетний дед Эраст Урлов (Андрей Марков) – почти всё время лежит на печи, вечно голодный и всеми заброшенный. Домочадцы называют не иначе как «дармоед».

Нищенка (Татьяна Смирнова), просящая милостыню по домам, однажды попадает в дом Потапа, чтобы переночевать. А Сосед (Валерий Балаев) приходит к Потапу с целью сватовства, желая женить своего сына на Любке, но получает отказ.

ОТ ФАРСА ДО ТРАГЕДИИ

Хочу отметить талантливую игру «деда» Андрея Маркова – одна его мимика чего стоит! Вот только одна смешная и горькая сценка: когда в избе никого не осталось, нищенка стала украдкой таскать еду со стола. С истошным воплем дед высунулся из-за занавески на печи и отнял у неё картофелину. Вот такая «почётная старость»!

Михаил Струнин замечательно раскрыл циничную натуру Павла, его лживость, изворотливость и приспособленчество. Когда отец решил отправить его с женой на свои хлеба («Надо выделять подлецов!»), прикупив избу с дырявой крышей и передав вместо коровы тёлку, Павел, уже забывший про свои городские замашки, хватает всё, что дают, не забывая уворовать то солонку со стола, то ещё какую утварь.

Той же участи был «удостоен» и Степан с Фёклой. Правда, реакция на раздел имущества у братьев (и их жён) разная. Фёкла радуется каждой вещи и перспективе стать, наконец, хозяйкой в своём доме. А городская жена Павла, попавшая в чужой, враждебный для себя мир, страшится происходящего. «А разве тёлку не доят?» – вопрошает она с недоумением.

Ярко показано противостояние Потапа и Константина. Когда между ними возникает перепалка, Катерина кричит сыну: «Убей ирода!». И роковой выстрел прозвучал… Катерина кричит, словно раненый зверь: нет больше мучителя, но нет и семьи, привычного уклада жизни. Жертва осталась без мучителя, так как же ей теперь жить?

Опустошённая, она сидит на полу, пока родные люди делят имущество. Павел стягивает с мёртвого отца валенки, надевает их, садится на отцовское место за столом и принимается считать деньги. Их количество кружит голову, и он восклицает: «Теперь я тут Царь!».

Звучит музыка, как реквием, наводящий на мысли о бренности всего сущего и истинном смысле жизни. Младший сынок Катерины Сашка подходит к матери, всеми забытой и ненужной, садится рядом на пол и кладёт ей голову на колени. И этот единственный светлый момент в спектакле наводит на мысль о том, что не всё ещё потеряно! Именно Сашка – тропинка в будущее, к душевному возрождению, очищению от скверны. Эта сцена была, пожалуй, самой сильной в спектакле!

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

На мой взгляд, Потап и Катерина любили друг друга – правда, как умели. Недаром Потап в минуты просветления советуется с женой, ведь ближе у него никого и нет. Представляется, что в исполнении Сергея Андреева Потап в душе – вовсе не изверг, о чём свидетельствуют некоторые сцены спектакля. Замечательный тандем и блестящая игра Марины Кульневой и Сергея Андреева! Недаром исполнителям главных ролей вручили приз зрительских симпатий – такое решение было принято потомками рода Немировых.

Впрочем, все актёры удивительно точно воплотили характеры своих героев, приложив максимум усилий к тому, чтобы показать всю наготу душевной мерзости своих героев. И чем обыденнее эта мерзость, тем страшнее. Думаю, спектакль, поставленный Натальей Андреевой, по праву может встать в один ряд с лучшими постановками этой пьесы.

Надежда КАЛИНИНА.

Фото из личного архива.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.