Юные шахматисты Торжка посетили ЦДЭР в Ржеве с ответным визитом. Честно говоря, я не смог сходу ответить на вопрос одного из гостей, недавно побывавшего на спектакле в московском Центральном Доме работников искусств (в простонародье – «цэдри»). Он спросил: «А как ваш ЦДЭР расшифровывается?». Пришлось обратиться к нашим тренерам, которые меня пристыдили и просветили. Я со своей дремучестью, освещая прежние турниры, проходившие здесь, считал, что достаточно назвать Ржевскую епархию, чтобы было понятно, где играли.
Гости оказались любопытны и любознательны. По окончании турнира отправились на Ржевский мемориал, а в перерывах между турами изучали информационный баннер перед зданием на Б. Спасской/Калинина, спрашивали про Анну Мазурину. Добавить было нечего. Не рассказывать же им про страшилку, которую нам полвека назад наша учительница поведала. Будто в стене старинного здания, у второго окна, замуровали девочку, богатую наследницу. А наша географичка якобы её размуровывала.
Умолчал я и про другую историю. Много лет назад, когда в этом здании ещё не было епархиального управления и уже не работала вечерняя школа, мы стояли, возможно, у того же второго окна вместе с дочерью казнённого в Ржеве учителя Алексея Ивановича Тимофеева. Ждали сотрудника военкомата. Дочь проживала в Чебоксарах, в Ржеве остановилась у своей учительницы, с которой я тоже был знаком. На улице Горького они отыскали бабушку, которая знала, где захоронен А.И. Тимофеев. В ноябре 1940-го её и подругу под этим окном немцы заставили выкопать яму. В этой яме якобы и было зарыто тело повешенного на воротах родной школы учителя.
Дочь хотела отыскать могилу отца, обратилась в администрацию, в военкомат. Из военкомата пришёл сотрудник. Он металлическим прутом пытался проткнуть почву под окном, сказал, что здесь невозможно ничего найти, даже железный щуп не идёт в грунт, а лопатой нечего и пробовать. Не стали ничего разрывать, под окно привезли камень, обещали установить на нём памятную табличку. Дочь уехала, и больше мы не встречались. Она говорила, что знает, кто немцам донёс на отца, вспоминала родной деревянный дом, который после освобождения Ржева был разобран на брёвна…
Турнир прошел чинно, можно даже сказать, благочинно. В ЦДЭР уже проводились турниры, но такого уровня – пожалуй, впервые. У торжокцев богатый опыт выступлений в храмах, приходских домах, воскресных школах; рассказывали, что однажды перед началом соревнований колокола звонили. Как меняются времена! Ведь в середине XVI века одно из правил Стоглавого собора гласило: «Пятьдесятое правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми…».
Девятнадцать ребят сыграли в младшей и старшей группах по девять партий. Наша Надя Беляева стартовала удачно, после шести туров лидировала с шестью очками, опережая на очко будущую победительницу и на два очка – серебряного призёра. Увы, запала Наде чуть-чуть не хватило. В оставшихся трёх играх она набрала лишь одно очко. В итоге стала третьей с семью очками из девяти, у неё всего один проигрыш, победа над лидером и две необязательные ничьи.
Торжокский шахматист Миша Степанов, которому Надя проиграла, тоже набрал семь очков. Другая ржевитянка, Маша Смирнова, сумела Мишу обыграть, правда, растеряла очки, ухитрившись вогнать в пат полуобморочного голого короля соперника. Кстати, с ним же, торжокским шахматистом Юрием Вильгельмом, вничью сыграла и Маша, проявив всё же чрезмерное гостеприимство. Как и Рома Калашников, Маша набрала 5,5 очка.
Рома играл в рваном темпе: после двух побед два раза проиграл, потом два раза побеждал вновь, сделал ничью, и, когда пьедестал уже не светил, спокойно выиграл последнюю партию. Победила в старшей группе шахматистка из Торжка Даша Крупина. Сосредоточенная, сдержанная, неулыбчивая Даша облегчённо выдохнула после последней победы, а улыбнулась только «на пьедестале».
Триумфально выступил в младшей группе ржевитянин, первоклассник Ваня Свиридов. В шести турах он выиграл все шесть игр, седьмую партию с Ивеном Исаяном из Ржева сыграл вничью, победил в двух оставшихся партиях и занял первое место. Второй – Николай Войтович (Торжок), третий – Ивен Исаян (Ржев).
Александр Назаров.
Фото автора.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.