№42 24 октября 2013 года

К юбилею Я. И. Гуревича.

(Окончание. Начало в № 41)

К УДИВЛЕНИЮ МНОГИХ…

При всей своей деликатности и интеллигентности, Яков Иосифович был администратором строгим, при необходимости – даже жёстким. У него нельзя было играть или учить посредственно. При Гуревиче никто не смотрел на часы: полная самоотдача и почти фанатичное отношение к делу считались нормой. И всё это – без единого окрика, выговора или, помилуй Бог, оскорбления. Если и надо было кому-то сделать замечание, это происходило «с глазу на глаз», в тиши кабинета. Он везде успевал: не было случая, чтобы директор пропустил какой-либо концерт с участием учащихся или преподавателей, не пришёл на экзамен или академический зачёт. Кстати, мы очень любили, когда Яков Иосифович сидел с нами в экзаменационной комиссии. При всей деловитости и профессиональном подходе к делу, обстановка во время обсуждения была непринуждённой, разбавленной добрым юмором нашего начальника. В работе преподавателя его интересовало не столько формальное «урокодательство», сколько результат работы с учениками, активность в концертно-просветительской и методической деятельности.

В то время Ржевская музыкальная школа по праву считалась одной из лучших. В 1970 году в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина был объявлен областной конкурс среди музыкальных школ, на котором Ржев, к удивлению многих, обошёл даже Калининскую школу № 1 и занял 1-е место! Причём, конкурс был не по «бумагам», как бывает иногда в наше время, а в форме отчётного концерта.

К удивлению многих… Этот словесный оборот применим ко многим деяниям Якова Иосифовича. Взять хотя бы его педагогическую деятельность. Профессионального музыкального образования у Гуревича не было. Правда, в детстве он брал частные уроки музыки, играл на фортепиано. Но, к удивлению многих, Яков Иосифович оказался прекрасным педагогом-музыкантом. В этом ему помогали редкое чутьё педагога, психолога и дипломата, любовь к детям и к музыке, замечательное чувство юмора, всесторонняя эрудиция, прекрасное знание истории, литературы и искусства, необыкновенный дар рассказчика.

ВОСПИТАННИКИ

Я тоже была его ученицей, и прекрасно помню, с какой радостью ходила к нему на уроки, с каким увлечением занималась музыкой. Методика его преподавания заключалась не столько и не только в техническом освоении инструмента, сколько в развитии ученика как творческой личности. Много внимания Гуревич уделял расширению кругозора, общекультурному росту ученика. Для этого Яков Иосифович постоянно приносил книги по искусству, художественные альбомы, давал слушать записи музыкальных произведений в исполнении выдающихся музыкантов, благо сам располагал великолепной библиотекой и фонотекой. В то же время репертуар ученика всегда был очень насыщенным и разнообразным. «Чтобы хорошо расти, надо обильно питаться», – любил он повторять. Ну, а количество, как известно, со временем перерастает в качество. Из учеников Якова Иосифовича наиболее известны Любовь Османова (ныне, к сожалению, покойная), Наталья Куканова (Шарипова), Лариса Рыбкина, Эмилия Дмитровская (Степникова) – ваша покорная слуга. Все мы стали профессиональными музыкантами и преподавателями игры на фортепиано.

Среди выпускников музыкальной школы – талантливые ученики, впоследствии ставшие прекрасными профессионалами в музыкальном искусстве.Это Т.А. Базанова, О.А. Гончуков, Вячеслав, Надежда и Юрий Крючковы, сёстры Елена и Галина Мироненко, Марина и Александр Ростоцкие, В.А. Симонов, сёстры Эвелина и Антонина Трунёвы… Не перечислишь всех, кем по праву гордится Ржевская музыкальная школа! Многие из её выпускников в дальнейшем получили профессиональное музыкальное образование и стали преподавателями, артистами, оркестрантами и т.д. В самом Ржеве почти все музыканты и преподаватели-музыканты были когда-то учениками ДМШ № 1. Её нынешний директор М.Г.Дулева – тоже выпускница Ржевской музыкальной школы и Ржевского музыкального училища.

ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Именно большие успехи руководимой Гуревичем музыкальной школы подготовили почву для открытия в 1974 году Ржевского музыкального училища. Его основателем и директором тоже стал Гуревич. Сама по себе идея открытия музыкального училища в провинциальном городе выглядела фантастической. Но, опять же, к удивлению многих, энергия и настойчивость Якова Иосифовича преодолели все преграды. Хотя училище просуществовало, к сожалению, недолго – до 1991 года, оно стало яркой страницей в культурной жизни Ржева и области. Отголоски его деятельности слышатся до сих пор: насыщенная, разнообразная и содержательная музыкальная жизнь нашего города во многом обязана его бывшим преподавателям и выпускникам.

Теперь на месте бывшего музыкального училища разместилась Ржевская школа искусств №3. Её директор – Антонина Владимировна Трунёва, Почётный работник культуры и искусства Тверской области – бывшая выпускница Ржевской музыкальной школы, первая преемница Якова Иосифовича Гуревича на посту директора РМШ.

В 1980 году по инициативе и при содействии Я.И.Гуревича была открыта Детская школа искусств №2. В то время школы искусств как формы комплексного художественного образования детей только-только начали появляться. Яков Иосифович со свойственной ему прозорливостью уловил веяние времени, предвосхищая новое направление в творческом воспитании детей. Её многолетний директор – Почётный работник культуры и искусства Тверской области Вера Дмитриевна Долгая – тоже бывшая выпускница Ржевской музыкальной школы и Ржевского музыкального училища.

Но и это ещё не всё, что успел сделать великий труженик и созидатель. Известный в области и за её пределами фестиваль струнной музыки «Волшебная скрипка» – ещё одно любимое детище Гуревича. Впервые состоявшийся в 1979 году, фестиваль выдержал испытание временем, подтвердил свою жизнеспособность, стал ярче и профессиональнее, и теперь носит имя своего создателя.

«Волшебную скрипку» Яков Иосифович придумал не случайно. Хотя ни один из музыкальных инструментов не был обойдён его вниманием, он всю жизнь обожал именно скрипку. При Гуревиче струнно-смычковое отделение объединяло большой и сильный состав преподавателей, а количество учащихся достигало 100 человек! Его бывшие выпускники сейчас составляют основу муниципального камерного ансамбля под управлением Александра Иваненко, а также муниципального ансамбля скрипачей, которым руководит Любовь Белова – выпускница Ржевской музыкальной школы и Ржевского музыкального училища. Эти ансамбли – подлинное украшение культуры города Ржева; далеко не каждый провинциальный город может похвастаться такими коллективами.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Именно скрипке посвящено одно из лучших стихотворений Якова Иосифовича.

Когда я слышу старых мастеров
И в зале мы касаемся плечами,
Мне кажется, я слышу разговор,
Идущий между нашими сердцами.
И всё, что не сказал я Вам в словах,
О чём мне думалось лишь тайно,
Так прозвучало чисто и печально
О, музыка, в твоих речах.
И всё, что не решились Вы сказать,
За Вас сказать так скрипки были рады.
Как будто бы упали все преграды,
Что заставляют нас упорно так молчать.
Когда я слышу старых мастеров,
И Вы со мною в зале рядом,
То говорит со мной моя любовь,
И тают, исчезают все преграды.

Были у Якова Иосифовича и другие пристрастия. Он увлекался фотографией, историей, поэзией и литературой. Эти увлечения предопределяли широкий и интересный круг общения – прежде всего, с местными поэтами и журналистами. Не удивительно, что Гуревич был членом Ржевского литературного объединения, центром которого являлась редакция «Ржевской правды». Он и сам писал стихи, но доверял знакомство с ними очень узкому кругу людей. А после выхода на пенсию мечтал вплотную заняться литературным творчеством…

Живу и здравствую сегодня, как вчера,

И, кажется, конца не будет жизни…

Пусть эти слова будут памятником удивительному человеку, с которым городу Ржеву необыкновенно повезло. Но лучший памятник и награда Я. И. Гуревичу – наша светлая память о нём и продолжение тех славных дел, которые завещаны нам великим творцом и созидателем.

 

Эмилия СТЕПНИКОВА, преподаватель Ржевской музыкальной школы № 1

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.