Сегодня, 24 сентября 2021 года, локомотивное эксплуатационное депо «Ржевское» отмечает своё 120-летие. «А вообще, сто двадцать лет – ещё юный возраст, и у Ржевского депо впереди немало славных дел и свершений! – уверен начальник депо Юрий Семёнов. – И сегодня наша миссия остаётся неизменной – обеспечивать безопасность движения поездов, выдачу подготовленных локомотивных бригад и исправных локомотивов на линии!».
СПАСИБО ВСЕМ И КАЖДОМУ!
– Юрий Александрович, как вы оцениваете нынешний 2021 год?
– В последнее время мы смогли вы полнить немалый объём работ, что при вело к улучшению экономических показателей. Пользуясь случаем, хочу по благодарить за добросовестный труд каждого члена нашего коллектива, всю нашу команду! Сегодня, спустя пять лет, мы вновь участвуем в отраслевом соревновании и надеемся на победу, поскольку она возможна лишь при слаженной работе всех и каждого.
По сравнению с 2020-м мы выполняем объёмы ж/д перевозок на 130 про центов, а это – дополнительная зарплата и премии сотрудникам. Сейчас работаем на «полном плече»: от Великих Лук до Ржева заняты только ржевские бригады. Развиваем тяговое плечо на Бекасово. Помогаем и другим депо – например, ржевитяне успешно работают в Екатеринбурге, Тынде, что также приносит дополнительные объёмы. А чем больше объёмы, тем выше зарплата, и сейчас они такие, что люди трудятся практически без выходных. В депо – 365 членов локомотивных бригад, причём многие сотрудники продолжают рабочие династии, протянувшиеся через несколько поколений…
ЛЕТЯТ «ЛАСТОЧКИ»!..
– В начале февраля на Октябрьской магистрали стартовали работы по строительству железнодорожной платформы нового остановочного пункта «Ржевский мемориал», а первый поезд прибыл на мемориал 6 мая нынешнего года…
– Да, вклад Ржевского депо был отмечен Благодарностью губернатора Тверской области Игоря Рудени. Сейчас мы обслуживаем участок от Ржевского мемориала до Волоколамска. Далее локо мотив отцепляют, и «Ласточка» следует с электротягой до Москвы своим хо дом. В планах на 2022 год – запустить ещё две пары скоростных «Ласточек». Для любого депо это весьма престиж но – иметь свою пассажирскую колонну!
НА ВСЕХ ПАРАХ
– Юрий Александрович, ретро туризм с использованием паровой тяги стремительно набирает популярность. Ретропоезд, когда вместо привычных локомотивов состав тянут паровозы, а сами вагоны стилизованы под различные исторические эпохи, стал бы замечательным подарком Ржеву. Тем более что сейчас город уверенно идёт по пути развития туризма…
– Согласен, такой объект и маршрут повысят привлекательность Ржева. В 2023 году планируем запустить ретро поезд по маршруту «Осташков-Торжок- Ржев» на паровозной тяге, то есть, на угле, как в старые добрые времена. Действующий паровоз для Ржевского локомотивного депо сейчас проходит капитальный ремонт.
К слову, ретропоезд непрост в управлении: только на растопку кот ла паровоза необходимо несколько часов. Мы отправляем на курсы в учебный центр группу наших сотрудников. Локомотивная бригада паровоза состоит из машиниста и двух помощников, один из которых будет выполнять обязанности кочегара.
Кстати, в его обязанности может входить традиционное для паровозных туров приготовление яичницы в топке паровоза – туристам это очень нравится! Дело в том, что раньше при приёме в бригаду помощники сдавали негласный экзамен машинистам: они должны были правильно пожарить яичницу. Для этого требовалось равномерно растопить топку, закидывая уголь по углам отсека, по цвету уголь ков оценить температуру и определённым образом держать лопату, что бы блюдо достаточно пропеклось. Если яичница сгорала или выходила, на против, жидкой, помощник считался профнегодным…
ТОЧКА ОПОРЫ
Сейчас права машиниста паровоза имеет лишь один человек, «живая легенда» депо, председатель первичной профсоюзной организации эксплутационного локомотивного депо «Ржевское» Пётр Соколовский. Пётр Николаевич как профсоюзный лидер уверен, что депо – самая надёжная экономическая и социальная точка опоры.
– Пётр Николаевич, сегодня мы живём совсем в другом мире, чем 120 лет назад. Другая экономика, иные законы и технологии. Какова в этих новых условиях роль профсоюза?
– Профсоюз – консервативная организация. Как и 120 лет назад, наша главная задача – защита трудовых и социальных прав работников, и мы внимательно следим за выполнением условий коллективного договора. Если профсоюзная организация хорошо взаимодействует с администрацией – результат будет. Ведь что самое главное в нашей работе? Что бы человек ощущал поддержку, что бы знал, что на Октябрьской желез ной дороге работать престижно, имел хорошие условия труда. Что важно? Чтобы труд достойно оплачивался. В этом случае не будет оттока кадров, а коллектив станет опытным, сплочённым. Отсюда – высокое качество работы и отличные производственные показатели. Нужно понимать общие цели, определять тактику и со обща работать с администрацией по всем вопросам.
ДАНЬ УВАЖЕНИЯ
Любовь Пояркова, методист линейного подразделения на ст. Ржев ОСИН ОЦНТИБ, напомнила, что открытие первого участка на Московско-Виндавском направлении состоялось в 1901 году. Запись в «Журнале комиссий по освидетельствованию линий» гласит, что на станции Ржев коренное депо было закончено и оборудовано 11 сентября 1901 года. А 11 сентября открылось пассажирское и товарное движение на линии Москва-Крейцбург. На ржевском узле находились два депо, которые были объединены в Ржевский участок тяги. Здесь работал коллектив локомотивных бригад численностью около 100 человек.
Работа на железной дороге всегда была престижной. Труд железнодорожников высоко оценивался и оплачивался. Так, в расчётном листке за 1917 года значится зарплата в 217 рублей. На тот период это был очень хороший заработок!
В годы Великой Отечественной войны на базе Ржевского узла сформировали партизанский отряд, самый многочисленный в районе. С первых дней оккупации по инициативе Константина Латышева, бывшего слесаря паровозного депо, в городе действовала группа подпольщиков. Позднее её возглавил Алексей Телешев. 3 марта 1943 года Ржев был освобождён. 1 мая был запущен поворотный круг, а уже в октябре – отремонтирован пер вый паровоз. Ржевское паровозное де по включилось в перевозку грузов для фронта.
Была сформирована колонна паровозов №5 особого резерва, в зада чу которой входила доставка военных грузов для перешедших в наступление советских войск. В апреле 1945-го ржевским машинистам выпала честь доставить делегации Англии и Франции на Ялтинскую конференцию, а машинист Т.П. Глушков вёл состав, в ко тором до места назначения следовала советская миссия во главе с маршалом Георгием Жуковым.
К 1947 году депо достигло довоенных показателей, а с 1949-го оказалось в числе лучших на Калининской железной дороге. В 1961-м депо во шло в состав Октябрьской железной дороги. В тот период было освоено вождение поездов тепловозами: пассажирских – с мая 1965-го, грузовых – с марта 1966-го. В 1968 году был открыт «деповской» музей.
1973 году в состав депо включи ли эксплуатационный цех Торжок, было освоено тяговое плечо Ржев-Вели кие Луки, бригады водили дизель-по езда, тепловозы ТЭМ-62, 2М62. В депо прописаны и первые тепловозы ТЭ-3 – стартовал их ремонт своими силами.
Широко применяются системы морального стимулирования труда. Совершенствуется оборудование цехов ремонта, условий труда ремонтников, осваиваются технологии ремонта ТЭ 3, М62, идёт строительство ПТОЛ типа «Плауэн», запущен пункт для реостатных испытаний. Освоены технологии ремонта и эксплуатации тепловоза 2ТЭ116.
Расширяется ремонтная база, открыты цеха ремонта путевого инструмента, ССПС, по изготовлению устройств защиты переездов, пунктов обогрева для работников пути. Открыты целевая котельная, КРП по устройствам безопасности, узловая метрологическая лаборатория, модуль КТСМ-ОТД – контроль тягово–подвижного состава, стартовал процесс компьютеризации.
Локомотивные бригады осваивают вождение длинносоставных поездов тепловозами 2ТЭ 116 и поездов повышенного веса до 5300 тонн, депо принимает новые маневровые тепловозы ТЭМ-18ДМ.
Освоение работы с устройствами безопасности КЛУБ-4, КПД-3П. Проводится компьютеризация рабочих мест. В 2010-м состоялась передача тепловозного парка в ТЧ-31 Великие Луки, преобразование депо «Ржев» в эксплуатационное ТЧЭ-32.
– 24 сентября мы планируем про вести торжественное собрание, при гласить ветеранов-железнодорожников, – поделился планами празднования Юрий Семёнов. – Любовь Пояркова подготовила интереснейшую историческую презентацию. Все вместе мы вспомним славное прошлое Ржевского локомотивного депо, без которого, я убеждён, нет и не может быть будущего!
Юбилей – это и воскрешение из памяти стёртых страниц истории, и дань уважения поколениям, которые вкладывали душу, силу и энергию в развитие Ржевского железнодорожного узла. С наступающим праздником, успехов в столь необходимом нам труде!
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото Дениса Васильева.
