№ 10 6 марта 2014 года

Мы продолжаем наши беседы с главой Ржевского района В.М. Румянцевым, в которых стараемся затрагивать проблемы, волнующие всех. Сегодня темой нашего разговора стали межнациональные отношения в районе и позиция властей в этом деликатном и очень важном вопросе.


Сейчас сфера межнационального общения является одной из наиболее сложных и чувствительных. Валерий Михайлович, как вы думаете, почему в последние годы она выдвинулась на первый план?

– Я не стал бы утверждать, что это произошло именно в последние годы. С определённой степени доказательности могу говорить о том, что национальный вопрос всегда был в центре внимания в советский период. Власть и тогда уделяла ему первостепенное внимание, и это правильно. Ведь каждая национальность имеет свое историческое прошлое, свои отличительные особенности, и с этим необходимо было считаться. Мы далеко не одинаковы – и тем интереснее жить. В своё время национальный вопрос обострялся с теми же крымскими татарами, турками-месхетинцами, в таких республиках, как Киргизия и Казахстан. Неоднократно рассматривались вопросы перемещения армян из Нагорного Карабаха. А вот в 90-е годы мы перестали обращать внимание на межнациональные отношения. Во многом итогом такого небрежения стали не только две чеченские войны, но и рост напряжённости в отношениях между людьми различных национальностей.

Как так получилось, что мы утратили то единство, которое у нас когда-то было? И для многих на первый план стали выходить не личные качества человека, а его национальность?

– Это тоже вполне объяснимый момент. Дело в том, что вот здесь, на местах, до середины 2000-х мы имели дело с людьми, родившимися в 50-х годах. Те граждане воспитывались на принципах дружбы между народами, интернационализма, как бы выспренне это не звучало. В нынешний исторический период действуют люди, родившиеся в период перестройки и 90-е годы. Они росли и взрослели тогда, когда всех захлестнула волна вседозволенности и безнравственности. А это, как известно, порождает только безответственность, а также попрание национальных традиций и обычаев. Встречаясь по делам в середине 80-х годов с армянами, я всегда радовался их внутренним устоям: отношению к старшим, к женщинам, ответственности за воспитание детей. Сейчас мне дико видеть молодого армянина, который не встаёт при появлении старшего по возрасту. Увы, такой человек взял пример с того худшего, что есть в русской среде. Но я не был бы столь категоричен в утверждении, что мы утратили единство. В воскресенье, 2 марта, состоялось собрание армянской диаспоры. Выступая на нём, я привел большое количество фактов, свидетельствующих в пользу межнациональных добрых взаимоотношений среди жителей района. Есть многочисленные факты создания смешанных семей, что раньше исключалось. Если мы, не скрывая, будем говорить о том, чем нам грозит утрата лучших национальных традиций, прежде всего среди русских, то это получит реакцию и среди наших соседей по дому.

Мы сейчас видим на примере Украины, как резко могут отличаться по взглядам люди даже одной национальности, но имеющие разную историческую судьбу. Можно ли в таком случае сохранять единство и находить точки соприкосновения?

– Это сложный и интересный вопрос, размышления над которым у меня обострились в последнее время в связи с известными событиями. При этом я не вижу альтернативы взаимопониманию и достижению договоренностей конфликтующих сторон. Причины разобщенности даже внутри одной нации, в общем-то, ясны. Это, во-первых, расслоение по экономическим признакам. Одни богаты, другие бедны, а такое положение не способствует сохранению национальной идентичности. Во-вторых, расширение информационных возможностей. И не секрет, что не всегда это происходит во благо, нередко наоборот – СМИ способствуют разобщению. В-третьих, демографическая ситуация, влияющая на экономическую, породила большое движение людей. Знаю узбеков, казахов, молдаван, которые по 2-3 года не были на родине, не общались с родителями, родными. Какая преемственность! Мы в них видим рабочую силу, они в нас – в лучшем случае работодателей. И власти надо менять своё отношение к этим людям, искать пути не только делового, но и нравственного контакта с ними.

Однажды поймал себя на мысли, что мы замечаем только тех людей, которые регулярно оказываются на первом плане, зачастую по личным мотивам. Остальных не видим, а они-то и есть основное ядро. Я не припомню в наших СМИ ни одного материала о мигрантах. Я и себя корю за то, что некогда обратить внимание на тех, кто строит, работает на отлове птицы. Весь контакт – на бригадире, который привез этих людей, а это неправильно. Если идти по пути аналогии с тем, что происходит на Украине, то отсюда тоже можно извлекать уроки. Мы ничего не слышим о людях разных национальностей, которые проживают на территории Украины. Как они себя ведут в этой ситуации, за что выступают – никто не знает. Не получилось бы так и у нас.

Ржевский район – многонациональный. А сколько всего национальностей проживает на его территории? И какова динамика их расселения?

– Буду честен – мы крайне плохо работали в этом направлении. Точно ответить на этот вопрос не могу. Знаю, что, помимо армян, в районе живут белорусы, украинцы, поляки, чеченцы, румыны. Хотелось бы выяснить национальный состав муниципалитета поточнее. Поэтому призываю жителей Ржевского района откликнуться, чтобы помочь в составлении своего рода национальной карты района. Это могло бы помочь в решении многих вопросов межнационального общения.

Имеются ли в районе какие-либо диаспоры? И чем они занимаются?

– Официально сформирована армянская диаспора, так как в Ржевском районе постоянно проживают 600 человек армян. Из них 134 человека родились в Армении, остальные появились на свет здесь, и это накладывает на нас определенные обязанности. Мы зачастую связываем армян с нашумевшими событиями. Но ведь то было исключение, и в тех событиях в равной степени были виновны обе стороны. С тех пор мы сделали немало, чтобы выправить положение: содействовали открытию армянской воскресной школы, проведению культурных мероприятий. Мы благодарны многим семьям за участие в благоустройстве и благотворительности. У нас есть замечательные примеры участия людей в общественной и социальной жизни. Так, в деревне Звягино живут Норайр и Инга Марянян, воспитывающие троих детей. Он – водитель, она – воспитатель с высшим образованием, принимала участие в конкурсе «Воспитатель года». Дети участвуют во всех мероприятиях. В Ильченко живёт семья Сагателян, которая без громких заявлений держит 5 коров, 10 овец, 4 телёнка. Они делают большое дело, снабжая сельчан молоком и мясом. Многим известен А.Э. Арашунян, зубной врач, депутат сельского поселения «Есинка», председатель ТСЖ, член Общественного совета района. В семье Кехян пятеро детей, и она во многом пример для русских.

Межнациональный мир – штука хрупкая. Нарушить его очень легко, отыграть назад иногда невозможно. Насколько это понимание присутствует в людях?

– События вокруг Украины многократно подтверждают нам эту истину. В силу разных обстоятельств мы становимся всё более агрессивными, развиваются зависть, недоброжелательность, потребительство. Все это аккумулируется в чувство нетерпимости. Мы и в среде своих земляков порой теряем контроль над собой, и это вдвойне актуально – если рядом чужой. В нём ищем причину бед. Перестаем себя контролировать в словах, а молодежь – и в действиях. Надо взвешенно подходить к оценкам, особенно когда это касается обобщений. Не так давно звучали обвинения в адрес отдельных армянских семей – мол, они виноваты в увеличении численности диких собак. Оказалось наоборот: владельцы одичавших собак – русские семьи. Порой мгновенно срабатывает чувство ложной национальной солидарности, еще до того, как включается рассудок. Вывод напрашивается один: каждому надо уважать других людей, и ответственно относиться к своим словам и поступкам.

А нет вероятности того, что кто-то с кем-то повздорит, и мгновенно полыхнёт, как это было в Бирюлеве, Пугачеве, Арзамасе?

– По имеющейся у меня информации таких значительных конфликтов быть не должно, но не исключаю, что бытовые разборки возможны. Особенно беспокоит молодежь. К сожалению, далеко не все родители понимают меру своей ответственности перед собственными детьми. Перед глазами – письмо семиклассника на имя президента России. Несколько раз прочитал его, и мне стало страшно. С какой откровенной наглостью он описывает (причем превратно) дела в школе, где учится. Это интернет-сообщение сделано с ведома родителей. И сколько же в нём злобы, агрессии, ненависти! Кажется, дай ему топор или биту, он пойдёт громить школу, а завтра – и родительский дом. Страшно становится не только за этого мальчика, но и за его родителей. Такие дети не редкость, потому что мы, взрослые, порождаем своим отношением нигилизм и агрессию.

Какой должна быть роль главы района в вопросах межнациональных отношений? Она значительна или, может быть, самое главное, чтобы конфликты не вышли на поверхность?

— Роль руководителя района в сохранении межнационального мира должна быть значительной. Глава аккумулирует всё, что происходит вокруг, в том числе и в отношениях между людьми разных национальностей. Вижу своей задачей, прежде всего, создание равных экономических и социальных условий для каждого жителя района, независимо от национальности. Мы должны и можем показать то положительное в каждой нации, что будет содействовать единению, достижению общерайонных целей. У нас в посёлке Ильченко на протяжении многих лет нет ни одного конфликта. Все жители живут едино, радуются общим радостям, переживают неудачи. То же самое в Звягине. Сложнее обстановка в Курьянове. Армянские семьи к общественным интересам здесь пассивны, есть факты незаконной торговли спиртным, нежелание соблюдать общественный порядок. Главе необходимо вовремя заметить признаки негатива в отношениях. И быть готовым нести как минимум моральную ответственность в случае конфликтов. Но гораздо важнее вовремя предупредить их и направить настроения людей в правильное русло. Тогда руководитель будет эффективен как управленец и влиятелен как человек.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.