Интересная деталь: среди цензоров было много молодых девушек, и некоторые злоупотребляли своим служебным положением. Иногда они вынимали из писем фото симпатичных солдат и сами начинали с ними переписываться. Случались и романы, которые завершались свадьбой…

ИЗ 2022-го – В 1941-й

– А сейчас мы с вами научимся складывать солдатские треугольники, как это делали в годы войны. Попробуем правильно написать адрес и даже напишем письмо на фронт, – предложила шестиклассникам старший научный сотрудник музея Валентина Копылова.

– Итак, чтобы отправить письмо-треугольник домой, боец брал заполненный лист бумаги и загибал его справа налево. Затем – слева направо. Оставшуюся полосу бумаги следует загнуть по краям и, как клапан, вставить внутрь треугольника. Ребята, у вас получается? Три угла треугольного письма – словно символы веры, надежды и любви. На наружной стороне треугольника писали адрес и фамилию адресата. С начала войны письма на фронт отправлялись на номер полевой почты конкретной воинской части – с указанием ФИО адресата. Но с 5 сентября 1942 года открытое наименование части было заменено условным номером.

– Итак, пишем фронтовой адрес: придумайте номер почтово-полевой службы и секретный код войсковой части. Пишем «тыловой адрес». Например, РСФСР, Калининская область, г. Ржев, ул. Большая Ильинская.

– Или Смоленская улица, Большая Спасская, – вспоминали дети довоенные названия улиц родного Ржева.

– А теперь разворачиваем наш конверт и пишем своим прадедам в август сорок первого года…

Трогательные детские строки обращены к далёким предкам: «Здравствуй, дорогой дедушка Саша! Как твоё здоровье, как дела? Мы с мамой постоянно вспоминаем тебя, ты нам очень-очень нужен! Дедушка, ты уж на фронте постарайся позаботиться о себе. Мы тебя очень ждём дома. С любовью, твоя внучка Вика».

В целом все юные респонденты творчески подошли к работе: письма были написаны с минимальным количеством ошибок, оказались выдержаны по стилистике и содержательны.

– С каждым годом очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, ослабевает связь поколений. Дети уже не увидят живых ветеранов и не услышат их рассказов, а значит, не узнают о Великой Отечественной войне от свидетелей тех событий, от первого лица. Но знакомство с фронтовыми письмами позволяет пережить реальные события войны, представить, как воевал солдат, чем жил, что помогало ему выстоять в битве с врагом и защитить свою Родину, – считают в музее.

– Предполагаем, что подобные интерактивные занятия вызовут эмоциональную реакцию детей. Ибо только то, что затронуло струны души, останется в памяти и сердце, – подвела итог интерактивному занятию заведующая краеведческим музеем Ольга Дудкина.

Ирина КУЗНЕЦОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.