Год назад произошло нерядовое событие в жизни города и района – началось их объединение, подготовка к которому шла несколько месяцев. Такие реорганизации – всегда процесс сложный, поскольку не только затрагивают судьбы людей, но и подразумевают слом привычной структуры управления и формирование новой. А это большая работа над поиском оптимальных вариантов организации деятельности администрации, открытие новых направлений в работе, и только на последнем этапе – встраивание вновь созданных структур в уже существующие. Причём немаловажно, что есть среди них такие, которые призваны развивать гражданское общество и осуществлять связь с населением округа. Именно такую работу координирует помощник главы Ржевского муниципального округа Ирина ТЕТЕРИНА.
НА СВОЁМ МЕСТЕ
– Ирина Константиновна, как я понимаю, прежде чем занять должность помощника главы, вы прошли довольно длинный трудовой путь и получили хороший управленческий опыт…
– После окончания Ржевского машиностроительного техникума я начинала с должности мастера цеха на КСК. Очень быстро поняла, что надо повышать уровень образования и поступила на заочное отделение Московского государственного индустриального университета. Старалась учиться по-настоящему: лекции не прогуливала, экзамены сдавала сама, не прибегая к какой-либо сторонней поддержке. Ещё во время учёбы меня пригласили в земельную кадастровую палату, которая после реорганизации была объединена с регистрационной. Работала там до тех пор, пока Светлана Марышева не пригласила меня в комитет по управлению имуществом Ржевского района. А в 2012 году глава района Валерий Румянцев предложил занять пост управляющей делами администрации Ржевского района. В этом качестве я работала в течение десяти лет.
– Можно сказать, что вы двигались по карьерной лестнице достаточно ровно, не сбиваясь с намеченного пути и постепенно расширяя свой багаж знаний и опыта. Работа управляющей делами, насколько я знаю, требует хороших коммуникативных навыков, разносторонних знаний, особенно в области законодательства, и, наконец, особой скрупулёзности и тщательности в работе…
– Всё именно так. Это действительно очень ответственная работа, которая, с одной стороны требует быстрой реакции, а с другой – необходимости продумывать всё вплоть до мелочей. А ещё подчас приходилось становиться психологом для коллег, разрешая сложные ситуации, оказывая им помощь в работе. Что касается направлений деятельности, то тут нет такой сферы, которая была бы вне поля зрения управляющей делами администрации – будь то город или район. Это и национальная политика, и информационная безопасность, и архивное дело, и вопросы законодательства, и координация деятельности администрации, и многое-многое другое.
В ЕДИНОМ ФОРМАТЕ
– Процедура объединения завершилась в первом квартале 2023 года?
– Да, первый квартал администрация района ещё работала на своём месте, поскольку одномоментно такие масштабные реорганизации не происходят. Отработали все документы, сдали их в архив. Это очень важно, поскольку в случае необходимости легко восстановить послужной список человека или картину деятельности конкретного отдела, администрации в целом. С 3 апреля нынешнего года я являюсь помощником главы Ржевского муниципального округа. Моим направлением стала работа с общественными организациями, которым в наши дни придаётся особой значение.
– Какие цели и задачи стоят сейчас перед общественными организациями?
– В настоящее время большой объём работы предстоит в связи с грядущими выборами президента России. Мы, конечно, понимаем, что авторитет Владимира Путина непререкаем, тем не менее, хватает желающих извне подпортить настроение нашим людям и устроить ряд провокаций – с тем, чтобы раскачать ситуацию. В таких обстоятельствах значительно возрастает роль работы с населением, общественными формированиями и гражданскими инициативами.
Передо мной стояла задача сформировать и начать работу Общественного совета. Пришлось обращаться на предприятия и в организации. Затем мы вместе с главой округа Романом Крыловым и управделами администрации Светланой Бантеевой провели с кандидатами беседы. Совет был сформирован таким образом, чтобы в нём были представлены люди самых разных профессий. Среди членов совета есть учитель иностранных языков, заместитель главного врача ЦРБ, директор ФОК «Дельфин», руководитель учреждения культуры, главный библиотекарь, два генеральных директора – ООО «Тверской кирпич» и ООО «Опцион». Это не полный перечень, но все члены совета – достойные люди, готовые проявить себя и в общественной деятельности.
Первое организационное заседание прошло в конце августа, тогда и было принято решение собираться чаще – раз в квартал. Хотелось, чтобы это была самостоятельная организация, которая бы видела и откликалась на нужды населения. Мы часто говорим о необходимости обратной связи с жителями, но ведь наличие или отсутствие таковой зависит не только от людей, призванных заниматься этими вопросами, но и от самих граждан. Их гражданской позиции, готовности поддержать инициативу, предложить собственные решения…
АКТИВНОСТЬ ПООЩРЯЕТСЯ!
– Хотелось бы услышать конкретные примеры!
– Пожалуйста. Скажем, в д. Пятницкое проявила инициативу территориальный специалист Людмила Смирнова. Деревня давно страдает из-за отсутствия устойчивой связи, и Людмила Александровна собрала большое количество подписей за установку на этой территории базовой станции. Необходимая федеральная программа существует, в основном принять в ней участие можно путём электронного голосования, но предусмотрен и вариант сбора «живых» подписей – при отсутствии «электронных» возможностей. Собранные подписи были отправлены в Минцифры РФ, и к огромной радости жителей, в том числе близлежащих деревень проблема была решена. На днях люди получили сим-карты сотового оператора Теле2.
Когда неравнодушие и активность граждан способствовали решению застарелой проблемы, результат оказался положительным для всех, но в первую очередь – для местных жителей. Должна заметить, что Общественный совет – это не единственная организация, которая взяла на себя обязанность продвигать инициативы, исходящие от граждан.
– Поясните, что конкретно вы имеете в виду?
– Глава предложил создать в муниципальном округе институт общественных помощников. В декабре 2022 года было разработано и утверждено соответствующее положение. Всю первую половину 2023-го шёл подбор кандидатов и формирование института общественных помощников главы. Для этого мне пришлось разослать письма по всем предприятия и организациям. Чтобы новая структура заработала в полную силу, необходимо время, нарабатываемый опыт, а также понимание целей и задач, ради которых она была создана.
Сейчас в общественной организации состоят 60 человек, но, думаю, впоследствии будет больше. Мы предлагаем всем желающим присоединиться к общественным помощникам главы. Назначает их Роман Сергеевич, но первоначально лучше обращаться ко мне. Мы всё покажем, объясним, расскажем, какие документы необходимо собрать. Документов немного, но без них не обойтись, ведь они предусмотрены положением. А так – добро пожаловать, мы рады каждому активному гражданину!
ПОМОЩНИКИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
– Недавно в районе стартовали мероприятия с участием старост деревень. При этом надо понимать, что сельские старосты – отнюдь не новое явление и, по мнению многих жителей района, – довольно эффективное.
– Вообще институт старост уходит корнями в далёкое прошлое, но после некоторого перерыва он был восстановлен в 2011 году. После реорганизации потребовалось воссоздавать институт старост уже на уровне муниципального округа. В апреле 2023-го глава утвердил положение о старостах. Возрастной диапазон наших старост довольно большой – от 30 до 80 лет, большинство этих неравнодушных людей имеет за плечами немалый жизненный опыт. И это представляется большой проблемой, поскольку на смену им должны прийти молодые и активные, а пока их явно не хватает.
Староста по сути – основной помощник местной власти. Велика его роль в подготовке и осуществлении проектов в рамках программы поддержки местных инициатив. Среди самых активных могу назвать Галину Петровну Кизееву, которая очень много делает для благополучия своей малой родины. По итогам сходов граждан, которые состоялись в различных населённых пунктах, были избраны и дали согласие стать старостами 126 человек. А сейчас проходят организационные заседания старост и актива сельских территорий во всех бывших сельских поселениях. Глава лично проводит такие встречи, на них, помимо старост, присутствуют общественные помощники, руководители предприятий и организаций, действующих на этой территории. Старостам вручают удостоверения, потом во время доверительного диалога идёт обсуждение существующих проблем и пути их решения.
Вопросов и пожеланий всегда очень много. Это и размещение остановочных павильонов, и ремонт дорог (а сейчас – их расчистка), и покрытие сотовой связью, и очень большая для многих территорий проблема обеспечения лекарственными препаратами. Там, где можно помочь, помогаем сразу, а вот те вопросы, которые нельзя решить оперативно, ставим на контроль. У нас формируется контрольная карточка, назначаются ответственные руководители, которые и докладывают главе, как идёт исполнение тех или иных обращений граждан.
СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ БОГАЧЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ, НАСЫЩЕННЕЕ!
– Контроль, безусловно, важен, но жизнь общества гораздо важнее…
– Соглашусь с вами. Самое главное, что хотелось бы видеть в наших людях, – это гражданскую инициативу. Мы намерены двигаться именно в этом направлении, тем более что оно поддержано на самом высоком уровне. Существует Всероссийский конкурс гражданских инициатив, где лидеры общественных проектов могут получить признание и поддержку, а в случае успеха – и масштабирование своих инициатив.
В этом году приём заявок уже завершён, но ничто не мешает нам принять участие в конкурсе в 2024 году. Темы инициатив могут быть самыми разными: волонтёрство, патриотическое воспитание, образование, профориентация, экология, спорт, культура и другие сферы общественной жизни. Так давайте же вместе сделаем нашу жизнь богаче, интереснее, насыщеннее! Мы ждём интересных предложений, которые могут перерасти в перспективные проекты. Внимание и поддержку с нашей стороны гарантируем!
– Благодарю вас за интервью!
На снимке: на встрече с сельскими старостами, общественными помощниками и активными жителями в д. Звягино (территориальный участок «Чертолино»).
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото пресс-службы РМО.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.