С 30 по 1 ноября на базе СОШ №1 им. А.С. Пушкина работала городская школа актива. Сейчас мало кто помнит, что это такое – лет 12 прошло с того момента, как она прекратила своё существование. Почему так произошло, лично я пояснить не могу. Зато в состоянии рассказать, как школа актива начала работать в первой школе, где я на тот момент учился.
Я попал в круговорот этих событий при туманных обстоятельствах, но в память мне врезалась фраза Александра Валентиновича Бобурова: «Это Афанасьев, можете его эксплуатировать». Фразу эту наш учитель физики, а по совместительству главный двигатель внеклассной работы адресовал 11-классникам и конкретно Саше Клиндюку. Саша посмотрел на меня с интересом, и это последнее, что я помню отчётливо. Переволновался, видимо. Так в чём же заключалась эта страшная эксплуатация человека человеком?
Помню, как делали всякие нужные для школы вещи, выпускали газету, я даже писал какие-то заметки. Но более отчётливо я помню уже серьёзную работу. Ведь, когда старшие классы выпустились, настал наш черед заниматься организацией внеклассной работы. И мы занимались. Помню первый коммунарский сбор, как мы придумали в рамках детского самоуправления избрать президента школы. Придумали и избрали. Без всяких «каруселей», между прочим.
Происходило всё так: в школе был некий костяк детей, которые руководствовались бытовавшим тогда принципом: «Интересно жить за нас никто не будет». Мы собирались на несколько дней в стенах школы (прямо с ночёвкой) и разрабатывали праздники и мероприятия, которые затем осуществляли. Так состоялись первые выборы школьного президента: сначала дети всё придумали, разработали, создали, а затем – провели. С Александром Валентиновичем мы ездили в другие школы и даже другие города, где демонстрировали на практике, на что способен немалый коллектив бодрых школьников, насколько он в состоянии изменить школьный быт, и что конкретно требуется для воплощения нескучного самоуправления в каком-нибудь п. Кувшиново.
Это была настоящая работа, и да – было весело. Одновременно. При этом мы получали неслабые организаторские навыки, которые очень пригодились впоследствии, поскольку, как оказалось, их можно применять в неограниченных количествах для решения любых проблем организационного свойства. С тех пор, наверное, я не выношу крика, которым часто сопровождаются «мозговые штурмы». Нас учили говорить по очереди, ведь это было более продуктивно.
– Раньше мы часто куда-то ездили, и ты знал, куда едешь, почему и зачем. Сейчас никто уже не представляет, что это такое и зачем нужно, – рассказывает председатель Совета Ржевской городской детской общественной организации «Круг» Александр Бобуров. – Раньше было несколько проще с организационной точки зрения: мы ходили в походы, проводили сборы, не было такой волокиты с бумагами и разрешениями.
В какой-то момент всё сломалось, и школа просто не смогла больше превозмогать невероятное количество бюрократических препон. Но, несмотря на затянувшийся период бездействия, остались люди, которые всё хорошо помнят и вновь готовы работать. Коммунарские сборы, школа актива – это всего лишь названия одной и той же методики развития детей, в основе которой – коллектив, умение работать в этом коллективе, причём не просто так, а до непосредственного результата. На занятиях, которые теперь проводятся без ночёвок, что нарушает принцип единства времени и места, дети получают теоретические знания в доступной форме и незамедлительно применяют их на практике – для достижения какой-то цели. Далее из этих знаний формируется навык организаторской деятельности, но для этого одной-единственной «школы актива» маловато.
К счастью, проект нашёл поддержку в администрации города – учителя получили «добро» на проведение таких мероприятий. А большего и не нужно: финансирование – дело десятое. Главное – пропали (по крайней мере, заметно сократились) все уже упомянутые выше бюрократические преграды.
– Необходимость в подобного рода работе с детьми на протяжении всех этих 12 лет никуда не девалась. Ребята хотят жить интересно, но для этого надо приложить собственные усилия. И мы учим, как именно и в каком направлении эти усилия должны быть приложены. Пока есть возможность проводить встречи в таком формате – будем их проводить. Ещё есть идея встречаться на базе «Зарницы» перед началом учебного года, чтобы разрабатывать мероприятия на весь будущий год, – поделился с нами Александр Бобуров.
В рамках трёхдневной работы «Школы актива-2019» дети занимались по темам: методика организации коллективно-творческих дел, теория и практика работы в коллективе, культура общения, достижение социального успеха через эффективные средства общения, методика проведения игр, ведение мероприятий и конкурсов. Не слабо? Конечно, повторюсь, за один раз ничего подобного осознать нельзя, требуется многократное закрепление знаний, приобретение навыка общественной работы. В школе актива приняли участие ребята из нескольких школ и общественных объединений города – всего порядка 50 человек. Возможно, разовая работа не оставляет такого неизгладимого впечатления, как работа плановая, но, по крайней мере, дети очень даже нескучно и полезно провели часть осенних каникул.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.