К 339-летию Иоганна Себастьяна Баха
В ржевской церкви Святого Луки 12 марта состоялся концерт органистки Томской государственной филармонии Марии Блажевич. Он назывался «Бах в Ирландии». Популярность органной музыки в нашем городе растёт. Растёт и количество отзывов в соцсетях, хороших и разных. Вот один из них (орфография сохранена – в ней вся соль и прочие ноты): «На удивление место аказалося достаточно высоко культурным и творческим, где собираются мастера музыки, арганной музыки. И в целом собираються люди с положительной энергетикой». Как после такого отклика не посетить очередной концерт?
*** Мария Блажевич окончила Казанскую государственную консерваторию, магистратуру Санкт-Петербургского университета, занималась на курсах мастерства у выдающихся органистов Европы, стажировалась в Голландии; она – лауреат и дипломант многих конкурсов – как международных, так и внутри страны; участвовала в фестивалях органной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, в Эстонии, Польше, на Украине, являлась организатором и художественным руководителем фестиваля духовной музыки в Тобольске. И это далеко не полный перечень её бурной концертной и организаторской деятельности.
В Ржев Мария приезжала во второй раз. О нашем городе она отзывается восторженно: «В вашем прекрасном славном Ржеве есть такое замечательное место, где можно послушать органную музыку, где вам всегда рады, куда приезжают разные артисты». Своему концерту Мария дала неожиданное название – «Бах в Ирландии». Известно, что гениальный композитор, отец четырёх дочерей и шестнадцати сыновей от двух жён, Германию никогда не покидал. Какие уж тут поездки?
Начинается день и дневные дела, Но треклятая месса уснуть не дала, Ломит поясницу и ноет бок, Бесконечной стиркой дом пропах… – С добрым утром, Бах, – говорит Бог. – С добрым утром, Бог, – говорит Бах. С добрым утром!.. (Александр Галич).
Так почему Ирландия? Мария пояснила: «Бах никогда не выезжал за пределы родной Германии, но духовно общался с композиторами многих стран, стиль его обогащался разными влияниями, он делал обработки концертов многих композиторов, особенно много – двадцать – итальянца Антонио Вивальди». Мария не только виртуозно играла, но и предваряла каждый из одиннадцати номеров любопытными рассказами, познавательными и неожиданными. Например, зритель узнал, что всем известная «Шутка» Баха написана не в мажоре, а в миноре. И это не единственная шутка.
В программках, что раздают посетителям, указано: «Синфония из кантаты 29…». Здесь нет ошибки. Мария говорит, что в эпоху барокко любое инструментальное сочинение называли «синфония» – от слова «звучать», в противоположность кантате (кантаре – петь). А вот ещё парадокс: во время возложения венков и минуты молчания у могилы Неизвестного солдата звучат «Грёзы» немца Роберта Шумана. А раньше звучало «Адажио» Баха – тоже немца.
«Играем в пятницу – слушаем в воскресенье», – ещё одна известная шутка органистов. Дело в том, что в больших соборах органы – высотой с пятиэтажку, и пока последний звук от труб, расположенных под потолком, долетит до исполнителя, ему уже пора кланяться. То есть, органист сам себя не слышит. Но в ржевской церкви Святого Луки орган компактный, звук не оглушительный, зал уютный.
*** День рождения Иоганну Себастьяну можно отмечать в первый весенний месяц в течение десяти дней. Бах родился в марте. По одному стилю – 21-го, по другому – 31-го. Дата не круглая, да это и не важно, если человека помнят по делам его уже не один век. С датами и происхождением, например, Шота Руставели всё гораздо запутаннее. Михаил Веллер (не знаю, стал ли он полноценным иноагентом или ещё не успел) в одном из эфиров вещал: мол, точно неизвестно, когда и где родился автор «Витязя в тигровой шкуре», и не факт, что грузинский классик был грузином.
Услышав это, я стал рыться в своей коллекции марок. Нашёл. Руставели в 1966 году стукнуло 800. Марки я коллекционировал, когда интернет ещё не был изобретён. А сейчас есть возможность уточнить прямо на дому. Вот, пожалуйста: «Шота Руставели родился около 1160-1172 года». То есть, день рождения великого грузина (не важно, кто он по национальности) можно отмечать в любой день в течение 12 лет – и не ошибёшься. Кстати, умер Руставели в 1216 году в Иерусалиме, в год основания Ржева.
*** Историки-музыковеды считают, что первой органисткой была женщина. Косвенно она замешана и в изобретении органа. Вот как было дело. До нашей эры в эллинистическом Египте, в Александрии, жил ученик Архимеда Ктесибий (285-222 г. г. до н. э) – механик, математик, изобретатель. Патент на изобретение органа должен был принадлежать ему по праву. Ктесибий напридумывал много чего: сконструировал метательное орудие, пожарную машину, водяные часы, его также называют «отцом пневматики». Конструктор долго думал, что бы такого подарить своей жене на день рождения, чего нет у других древнегреческих жён. И придумал подарок, который не снился ни одной царице ни до, ни после нашей эры. Презент, о котором не могла мечтать ни египтянка Нефертити (1370-1330 годы до н.э.), ни Клеопатра (69-30 годы до н.э.) – александрийская землячка Ктесибия.
В день рождения жены изобретатель приволок в её спальню два поршневых насоса и резервуар с водой. «Что это?! – изумилась супруга. – «Гидравлос, дорогая. Прообраз органа». Надо думать, сюрприз не пришелся ей по вкусу, потому что насосы и резервуар Ктесибию пришлось выбросить и присобачить меха – получилось что-то вроде древнегреческой шарманки. «Чтоб никакой воды, будет тут мне сырость разводить!» – могла возмутиться древняя гречанка. Умела ли жена Ктесибия играть, прикасалась ли к органу, водяному или обезвоженному, исследователи помалкивают.
*** А ещё ученые спорят о том, на каких музыкальных инструментах играют скоморохи, что изображены на фресках Софийского собора в Киеве (XI век). Некто Тильман Зебас, приводя «старые и новые аспекты интерпретации», признаётся: «Дольше всего не удавалось идентифицировать орган. Высоцкий опознал его не позже 1989 года». Речь не о Владимире Семёновиче, хотя в его песнях есть скоморохи «с плясунами резвыми».
Разглядеть органиста на фреске вдоль лестницы южной башни Софийского собора – ещё нужно постараться. Рожки, сопелки, гусли, лютню можно отыскать. Есть даже арфист. Это сегодня мужчина, наяривающий на арфе – экзотика, а она (арфа) подревнее органа будет. Прародитель её – деревянный лук да натянутая тетива. До XIX века женщин к арфе не подпускали на пушечный выстрел.
Но вернёмся к органу. Его можно угадать на так называемых рисунках-реконструкциях, где изображены органист и два ассистента, подающие воздух в орган при помощи мехов. Какой реставрации могут подвергнуться фрески сегодня, можно представить. Намалюют не то что органиста – кобзарей из «Гоголя Борделло», скоморошистую Верку Сердючку, солистов «Воплей Видоплясова» или «Океана Эльзы».
Впрочем, смиримся с органом на фресках Софийского собора, поверив вот этому убедительному сообщению: «Из Тверской летописи под 1220 годом мы узнаём, что орган, наряду с другими инструментами, находился в войске князя Святослава во время его похода на волжских болгар. Очевидно, органы небольших размеров являлись составной частью древнерусских военных оркестров. Такие небольшие органы бытовали и в Византии, и на Руси наряду с органами сравнительно больших размеров, как орган, изображённый в сцене «Скоморохи».
*** 12 марта, кроме Баха, в церкви Святого Луки звучали произведения Ханса Штамма, современного немецкого органиста. Мария Блажевич рассказала, что у Штамма есть сочинение «Бах в Ирландии», которое и дало название её концерту. Штамм записал всего Баха – титанический труд. Сама органистка виртуозно исполняла произведения, которые под силу не многим избранным. Как, например, «Хоральное трио», где правая рука играет на верхней клавиатуре одну партию, левая на нижнем ряду – совершенно другую, а партия виолончели достаётся ногам. Ногам достаётся и в фуге ре мажор, раннем произведении Баха. У него была славная тренировка: двадцатилетний юноша прошёл пешком 400 км из Арнштадта в Любек, чтобы послушать игру своего кумира – органиста Букстехуде.
Зрителей в церкви Святого Луки было немало. Несмотря на поздний час начала концерта (18:30) и гололёд, они пришли и внимали с благоговением. И пусть не все отличают полёт валькирий от порханий ангелов, или барокко от барака, музыка исцелит любую душу, органная – тем паче. Терапевтический эффект этого инструмента практически доказан. Приплюсуем познавательные лекции и чудесный видеоряд. Говорят, ржевский орган хворал (какая рифма к слову «хорал»!), но его починили. Так что концерты продолжатся.
На снимке: Мария Блажевич.
Александр НАЗАРОВ.
Фото из открытых источников.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.