Я иногда сравниваю Арабские Эмираты с Россией. Вот у нас идёт семейная пара. Кто везёт коляску? Женщина. В 9 случаях из 10 малышей на руках несут мамы. Приезжаю в арабскую страну: в 10 случаях из 10 ребёнка везёт или несёт на руках мужчина. В Каире увидел трогательную картину: идёт дедушка, а рядом с ним шагает молодой красавец. Смотрю – ещё одна такая же пара, другая. Мне любопытно стало. «Али, – спрашиваю своего спутника, – объясни, что это значит?». Он паузу выдержал и говорит: «У нас так принято – тебя два раза в жизни за руку водят. Первый раз – когда ты маленький. Родители ведут своего ребёнка по жизни, чтобы он не споткнулся, не упал. Второй раз – когда ты постареешь. Теперь уже дети ведут нас, чтобы мы не споткнулись и не упали». Вот такая педагогика. Я убеждён: мы сможем поднять страну, когда обратим внимание на педагогику, идеологию.

– Целые институты занимаются разработкой национальной идеи, а её как не было – так и нет…

– Идея начинается с патриотизма. К нам в школу приезжали американцы, югославы, финны, немцы, болгары. Вы видели, как американцы слушают свой национальный гимн? Рука у сердца. Патриотизм – именно та струнка, на которой сейчас можно чего-то добиться. И школа должна громко говорить об этом.

– Александр Николаевич, зачастую к вам обращаются люди не из вашего избирательного  округа – потому что знают вас и доверяют. Но в своей депутатской деятельности часто приходилось вспоминать выражение: «плетью обуха не перешибёшь»?

– Да, это дорогого стоит. Но если ты депутат Думы, то обязан своё мнение высказать. Ведь за тобой стоят люди! Не важно, какой партии принадлежишь, главное, что ты – ржевитянин. Иногда идёшь с заседания Думы, а на душе тяжело, но, тем не менее, это часть моей общественной работы.

– Да, но политика, в отличие от педагогики, – величина не постоянная.

– Педагогикой, как, впрочем, и политикой, должны профессионально заниматься люди, интеллектуально и морально подготовленные. Педагогика – вещь очень сложная. Раньше была традиция – на августовской конференции 12-15 молодых педагогов посвящали в учителя. Ведь школа – это преемственность – от первого до выпускного класса. Если набираешь и не выпускаешь – это секция или кружок, а не школа. Сейчас, когда на августовскую конференцию приходят всего 1-2 педагога, у меня на душе неспокойно – а кто же будет учить детей через 10-15 лет? Надо поднимать статус учителя. Помимо материальных стимулов должны быть и моральные. Пускай  учителя на меня не обижаются, но могу сказать, что работа тренера в разы сложнее, чем у педагога. Если тебя уважают и любят – придут. Или – не придут. И заставить никого нельзя. Сейчас в школе будет столпотворение – 50-60 детей прибегут на тренировку, их бабушки станут вязать и газеты читать, а дедушки – наблюдать. Знаете, какое это счастье? Уже взрослые дети когда-то занимались у меня, сейчас своих детей привели, а вечером сами на тренировку придут. Что ещё тренеру нужно? Это и есть преемственность.

– Ваша жизненная философия?

– Любить людей и доверять им. Зачастую мы людей не любим, а увлекаемся ими. Надо оставаться самим собой и быть чистым, прежде всего, перед детьми. Самое главное в жизни – не столько любовь и красота, которая спасёт мир, а уважение, терпение, внимание. К сожалению, сегодня эти качества если и не совсем утрачены, то стоят далеко не на первой позиции.

– Благодарю вас за интервью.

 

 

Ирина Кузнецова

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.