В разгар первой волны коронавируса вышла в свет новая книга Игоря Либензона «Победы голос нас зовёт». И вот, на гребне уже второй волны я сел за эту рецензию. Скажете, медленно работаю? Да нет, это вирус у нас такой резвый.
Итак. Книга хорошо оформлена и разнообразна по содержанию. Прежде всего, бросается в глаза украшающее обложку изображение монумента советскому солдату… И это не случайно, ведь самый первый раздел, названный так же, как и книга, посвящён бессмертному подвигу советских воинов. И одно из первых стихотворений – «Солдат и журавли» – посвящено тому безымянному солдату, который стал прообразом памятника.
Нельзя не отметить богатство иллюстративного материала: каждая глава начинается с подходящих по теме фотографий, создающих определённое настроение. Особенно примечательным мне показался романтический фотопортрет (стр.78) выпускницы Пушкинской школы в нарядном платье и с букетиком цветов. А в конце книги есть целый раздел – «Фотоэкскурс воспоминаний», составленный исключительно из фотографий.
Второй раздел («Имена России») включает стихи, посвящённые выдающимся людям России – от Александра Сергеевича Пушкина до Романа Сергеевича Крылова – с вкраплением имён не столь знаменитых, но тоже заслуживающих поэтического внимания Игоря Ефимовича. Например, Александра Владимировича Ерохина и вашего не совсем покорного (в отличие от мнения И.П. Зелинской) слуги.
Здесь я особенно выделил бы стихотворение «С Гоголем на улице Гоголя». Несмотря на отдельные огрехи, оно живо и увлекательно. Так и представляешь прогулку с не чуждым Ржеву писателем по улице его имени, где что ни шаг – попадается навстречу очередной герой уморительно смешного и трагически печального гения.
Далее следует «Женщина, повенчанная светом…». Это, конечно, стихи о любви. И тут уже надо цитировать: «Женщина, повенчанная светом, / В завитках рассыпанных волос, / Утро нашей маленькой планеты, / Обжигающих вечерних слёз, / В сумраке опущенной вуали / Вдруг блеснут души её глаза… / Женщинам ещё не все сказали – / Всё о них сказать, увы, нельзя!». Ну, что тут скажешь? Браво!
Но не будем комментировать раздел за разделом, тем более что их ни мало ни много – девять. Боюсь наскучить даже самым дотошным читателям «Ржевской правды», которые, конечно, и сами способны составить мнение о книге Игоря Ефимовича. Однако же могу пройти мимо главы под названием «Искусство вечно», тем более что оно точь-в-точь совпадает с моим убеждением.
Здесь преимущественно стихи о ржевских (и не только) художниках – Бурове, Кондратьеве, Грице, Диодорове и многих других, в том числе об Игоре Рослякове, которому я тоже симпатизирую: «Вы – сюрреалист и реалист, / Минимализм тому основа, / И бьётся в ваших окнах жизнь, / Булгаков-мастер дарит слово…». Да, Игорь действительно художник необычный, особенно для провинции, и, быть может, ещё не вполне оценённый. И он тоже из числа людей, которыми ржевитяне могут гордиться.
Остаётся пожелать Игорю Ефимовичу новых стихов, новых книг и, конечно же, новых внимательных и неравнодушных читателей. А с коронавирусом мы, в конце концов, справимся, в том числе – при помощи поэзии.
Георгий СТЕПАНЧЕНКО.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.