«Звенящее детство», детский хор СОШ №9 им. В.Т. Степанченко, в конце ноября стал лауреатом регионального этапа Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов «Поют дети России». А в апреле 2024-го на юных ржевитян будет возложена большая ответственность – представлять Тверскую область на уровне РФ. «Всероссийский конкурс «Поют дети России» проходит в три этапа – муниципальный, региональный и федеральный, – поясняет Татьяна Михайловна Широкова, школьный преподаватель музыки, хормейстер и педагог дополнительного образования. – Конкурс организует областной Центр развития детей и молодёжи, а финансирует и курирует Министерство образования Тверской области.

В 2012-м президент РФ обратил внимание на развитие хорового искусства в масштабах страны. Тогда удалось воссоздать Всероссийское хоровое общество. В том же году и в Ржеве, на базе Дома детского творчества, стартовал детский хоровой фестиваль-конкурс «Пусть летят по свету песни», идейным вдохновителем которого выступила на тот момент начальник городского отдела образования Ирина Анатольевна Иноземцева. В фестивале все эти годы принимают участие хоровые коллективы всех школ города (а сейчас – и округа). Ещё в 2012-м хор СОШ №9 стал абсолютным победителем, обладателем Гран-при конкурса, и на протяжении 11 лет «Звенящее детство» держит высокий уровень вокального мастерства!


БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ

– Татьяна Михайловна! Кто-то из великих говорил, что хор – это прообраз идеального общества, маленькая модель мира. Вы согласны?

– Да, именно об этом говорил Георгий Александрович Струве, наш современник, композитор, хормейстер, просветитель: «… Пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик». Детский хор – это, прежде всего, живой организм, несущий энергетику юности, оптимизма, поэтического обаяния! Это исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно выражение самых глубоких чувств.

– Только инструмент этот невозможно получить готовым…

– Да, хор сначала нужно вырастить, настроить, воспитать. Но мне очень везёт с детьми: из 36 хористов нет ни одного, кто пришёл бы в наш коллектив под давлением учителей или родителей. У нас поют и мальчики, и девочки. Поскольку у некоторых парней сейчас идёт мутация голоса, предоставила им академический отпуск: для связок это вредно. Мальчики в нашем коллективе очень талантливые и серьёзные. Мы с девочками их ценим и любим. На них лежит большая ответственность – во время выступлений выносить и устанавливать лавочку для старшей группы хора (Улыбается).

– Хор – это ведь ещё и общение?

– Конечно! Современные дети живут в условиях тотальной цифровизации, их души улавливает «всемирная паутина». И хор как социальный институт позволяет детям общаться друг с другом через музыкально-творческую деятельность. При этом они могут также чувствовать и подстраиваться друг под друга, что современным людям, живущим в обществе потребления, делать всё сложнее. Удерживать свою партию и в то же время прислушиваться к другому, быть с ним в одной тональности, – всему приходится учиться.

У нас сводный хор, творческая семья, которая состоит из детей 4-11 классов. В начальной школе ребята делают первые творческие шаги в вокальном ансамбле «Капельки». И когда я вижу, что голос набирает силу, приглашаю ребёнка в хор. Удивительно, но современные дети с радостью откликаются. Ребятам нравится то, чем они занимаются, и в этом – секрет нашего успеха! Кстати, большую помощь и поддержку нам оказывает директор школы Ольга Бобкова. И если я – хормейстер, то Ольга Вячеславовна – наш продюсер.

КОГДА БЬЁТСЯ СЕРДЦЕ

– Татьяна Михайловна, в хоровом творчестве ребёнок через музыку должен передать те эмоции, о которых поёт. Учитывая ваш разнообразный репертуар, могу представить, как это нелегко…

– Да, мало чисто взять звук, тем более что дети поют на два-три голоса – важно передать эмоции. Хор – это, прежде всего, энергетика. Ведь о чём вы думаете, то и чувствуете, что чувствуете, то и излучаете, а что излучаете, то и получаете. Энергетика – это посыл души, который мы дарим зрителю. Когда поём, в голове должен сложиться образ, который даст команду голосу. Я абсолютно уверена: путь к правильному мировосприятию лежит через музыку. И если ребёнок хочет спеть песню, он должен представить и почувствовать, о чём поёт. Голос – камертон души, и чтобы получилась песня, она должна пройти через душу и сердце исполнителя.

Так, в 2021 году наш хор представлял город воинской славы Ржев на Всероссийском патриотическом фестивале детского творчества «Журавли Победы» в музее Победы на Поклонной горе. В Зале Полководцев на юных артистов со всех сторон смотрели портреты и бюсты военачальников – кавалеров ордена «Победа». И дети старались выразить чувство гордости, уважения к героическому прошлому своей страны. А я чувствовала, как бьются сердца наших хористов! Дети с такой самоотдачей отработали программу, что я поняла: у России есть будущее! С нашей страной точно всё будет в порядке с такими умными, неравнодушными и талантливыми детьми! А мы не бросим молодое поколение и продолжим заниматься его воспитанием и развитием.

– Дети – по натуре максималисты, и когда они становятся лучшим хором города, области, это поднимает их самооценку?

– Дети понимают, что они – победители, и есть перспектива двигаться по этому пути дальше – представлять родной город воинской славы на самом высоком уровне. Что из 44-х сильнейших школьных хоровых и вокальных коллективов нашей области именно им, юным ржевитянам предстоит представить наш регион на федеральном этапе Всероссийского конкурса «Поют дети России»-2024. Об этом мы узнали на концерте-награждении лауреатов регионального этапа, который проходил в Твери.

– Кстати, текст песни «Памятник Советскому солдату», который хор исполнил на церемонии награждения, достаточно сложен для детского восприятия…

– Да, слова написала Надежда Трухина, а Валерий Голиков, будучи профессиональным композитором, удачно положил их на музыку. «Россия, милая моя, таких побоищ не видала, как подо Ржевом – тел поля, земля дрожала и стонала. Теперь идём мы, стар и мал, чтоб поклониться, вспомнить близких. Кто не пришёл домой, пропал, залиты в бронзу обелисков…».

Я предлагаю хористам вспомнить песню Михаила Ножкина: «…А там, под землёю, в три слоя, в три слоя, в три слоя – солдаты, солдаты, солдаты России лежат». Поисковики до сего дня находят всё новые останки. И дети это понимают. В нашем хоре есть дерзкие, смелые девчонки, но я вижу, как они переживают, как у них дрожат руки, бьётся сердце, когда хор с этой песней выходит на сцену…

СОПРИЧАСТНОСТЬ

– Да, пение – великое дело, и не зря президент предложил возродить хоровое искусство в школах. Но тогда нужно создать хор и из учителей!

– В СОШ №9 работают яркие и талантливые люди! Многие мои коллеги имеют музыкальный дар и обладают красивым певческим голосом. С коллективом единомышленников на базе нашей школы мы создали вокальный ансамбль учителей «Зимняя вишня». С коллегами выступаем на концертах, городских и школьных мероприятиях. Скажем, когда отмечали 100-летие комсомола, мы все вместе – учителя и дети – выступили на концерте с песней «Любовь, комсомол и весна!».

Если на концертах мы исполняем известные песни, зал невольно начинает подпевать. Это чувство сопричастности чему-то большому, сильному, мощному очень важно для человека. Всем своим коллегам, пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность и благодарность!

Хор – действительно прообраз идеального общества, и когда люди ощущают себя его частью, создаётся очень крепкая основа для единения. Хоры – самая массовая форма культуры, и если они зазвучат по всей стране, то сама Россия будет ощущать себя единым культурным пространством.

ПЕСНЯ ОСТАЁТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ

– Татьяна Михайловна, если петь так здорово, то куда же исчезла песенная культура из нашей повседневной жизни?

– Напомню: 30 лет разрушали нашу страну, и столько же уничтожали отечественную культуру. Сегодня почти исчезло семейное музицирование. В моём детстве все праздники мои хлебосольные родители отмечали вместе с соседями, за одним столом. Помню, как мой любимый папа брал в руки гармошку, и все за столом начинали петь народные песни. Музыкальная культура объединяла людей, дарила радость, давала надежду на будущее. Хотя жили все небогато.

Помню старинные песни, которые напевала моя прабабушка Евдокия. Она прожила 108 лет Может, любовь к песне и есть секрет её оптимизма и долголетия? Сейчас многие люди разобщены, озлоблены, а их лучший друг – это гаджет. Когда социальные связи рушатся, человек погружается в мир виртуальной реальности и одиночества…

– А музыка помогает человеку оставаться человеком?

– Конечно, как и любое искусство! Хотя иногда я думаю о том, что музыкальное образование скоро может стать прерогативой только богатых людей, которым позволят остаться людьми, а остальные должны будут превратиться в биороботов.

– Искусственный интеллект – нам в помощь?

– Россия сопротивляется подобным перспективам, но трансформация мира идёт страшная – людей попросту расчеловечивают. Музыка же, наоборот, помогает человеку обрести гармонию внутри себя. Ведь голос – самый таинственный и сложный инструмент! У каждого из 8 миллиардов жителей Земли – свой неповторимый голос. Но редко кто его развивает, предпочитая тратить время на интернет.

– Не поют, потому что стесняются?

– Сейчас уроки музыки проходят один раз в неделю с 1-го по 8-й класс. Этого мало, но хорошо уже то, что Министерство образования позволило оставить их в общей сетке учебного плана. Сейчас эти уроки носят название «Искусство: музыка» и являются интегрированными: на занятиях дети не только поют, но и погружаются в тесное переплетение музыки с историей, изобразительным искусством, литературой, религией, окружающим миром и т.д.

Например, зачем ребёнку музыка Бетховена? Да она даст ему энергию, уверенность в себе! Не случайно музыканты на тонущем ≪Титанике≫ перед неминуемой смертью играли именно Бетховена – им было необходимо мужество. И моя цель – увлечь детей, чтобы они поняли: музыка жизненно необходима – она реально помогает жить. Есть даже направление в медицине – музыкотерапия, когда классическая музыка дарит не только внутреннюю гармонию и равновесие но и помогает лечить различные заболевания.

ДЫХАНИЕ ТВОРЧЕСТВА

– Бетховен очень точно это сформулировал: «Музыка – откровение более высокое, чем вся мудрость и философия»…

– Да, отрадно видеть, когда уроки вызывают у детей разнообразную гамму чувств, размышлений, переживаний, заставляют думать, мечтать, творить. Музыка может делать человека гармоничнее, а может разрушить заложенное в нём природой. Сейчас идёт насаждение низких вибраций через поп-культуру. Доказано: есть определённые музыкальные треки, которые подводят слушателя к мыслям о самоубийстве. Мы мало что знаем об этом, но наши предки понимали это на интуитивном уровне, и для того, чтобы выжить, остаться людьми, они пели.

– Да, пели всегда и везде, начиная с храма…

– Я сама более 30 лет пою в церковном хоре – по благословению приснопамятного протоиерея Олега Чайкина. Отдать частицу своего дара Богу – великая честь! Вся моя жизнь связана с музыкой. В детстве – хоровая студия Дома пионеров, где жизнь свела меня с такими талантливыми людьми, как Валерий Николаевич Виноградов, Ирина Григорьевна Элькина, Валентина Игоревна Столярова, Марина Владимировна Кондратьева. Я занималась по классу баяна у Татьяны Николаевны Стариковой (сейчас она художественный руководитель ансамбля «Ложкари»). Каждый из этих людей вдохнул в меня частичку своей любви и таланта. А сейчас этот огонёк творчества, как эстафету, я могу передать своим подопечным.

ДЕТЕЙ – НЕ ОБМАНЕШЬ!

– Кроме того, дети получают социальный опыт, выступая с хором на самых разных мероприятиях…

– Да, хоровое пение – это ещё и насыщенная жизнь. Многочисленные конкурсы, поездки, выступления, встречи, новые возможности. Творческая деятельность – самое лучшее, что может быть, и это намного интереснее, чем сидеть дома с гаджетом. Конечно, время нашим детям досталось сложное. Многие не понимают, что происходит, люди озлоблены, разобщены, огромное социальное расслоение… И главная цель сейчас – оставаться людьми. Но будущее за нами – по молитвам наших святых и тех ребят, которые сегодня умирают за свободу и независимость нашей Родины.

– Дети не устают от идеологии патриотизма?

– Важно не поучать их только словесно. Детей не обманешь – они тонко чувствуют фальшь. Сейчас война – совсем рядом, и дети видят, как их родные и знакомые становятся солдатами и вновь воюют против фашизма. Понимают, что добровольцы идут на СВО не ради денежных выплат.

Да, сложное время, но я смотрю на своих хористов и чувствую: в их сердцах есть и тепло, и добро, и любовь. Дети действительно – наше будущее! Посмотрите, каких красивых и талантливых детей Бог даёт России! Откуда в них эта премудрость? Обожаю со своими хористами общаться! Они – мои лучшие друзья!

ОРКЕСТР ВНУТРИ НАС

– Татьяна Михайловна, хор – прежде всего, воспитание души, и это важнее воспитания интеллекта?

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.