75-летию ДК «Железнодорожник» посвящается
Клуб железнодорожников знают все ржевитяне. У кого-то-то здесь начиналась личная творческая судьба; кто-то вспомнит, какие замечательные проходят в клубе концерты и фестивали; иные расскажут, что в клубных формированиях росли и взрослели их дети и внуки. И всё это – правда. Три четверти века на виду у всего города – это очень ответственно!
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?
Для начала – немного истории. Своё начало клуб ЖД ведёт с 1919 года – то есть, на сегодня ему 105 лет. Первый клуб железнодорожников был открыт при станции Ржев-Александровский (позже – станция Ржев-Белорусский, или Ржев-1). В феврале 1919 года в бывшем деревянном бараке ст. Ржев-1 был открыт клуб железнодорожников. Он находился справа от входа на месте современного привокзального сквера на Ленинградском шоссе.
Бурлила творческая жизнь и в районе (уезде). Так, в 1919-м в селе Мологино был сформирован культурно-просветительный кружок, силами которого был поставлен спектакль, средства от которого (5300 рублей) пошли в пользу раненых красноармейцев. Надо сказать, что на тот момент по всей России распространялось движение культпросвета, повсюду создавались клубы по профессиональным, досуговым и творческим интересам, гражданской и политической агитации и пропаганде. В стране стала действовать целая сеть подобных учреждений культуры.
Так, для примера, в Москве 13 апреля 1919 года открыл свои двери первый рабочий клуб для железнодорожников Московско-Казанской дороги имени Октябрьской Революции (КОР). 7 сентября 1919 года состоялось открытие клуба ЖД в Свердловске (Екатеринбурге), в этом же году на станции Узловая (под Тулой) заработал такой же клуб. Здесь показывали кинофильмы, проводили политбеседы и политинформации, работали библиотеки, читальные залы и кружки художественной самодеятельности. При них проводились занятия по обучению грамотности и простейшим основам домашнего ремесла, причём совершенно бесплатно – как для детей, так и для взрослых.
Первый клуб ЖД в Ржеве был востребован у горожан. На его открытие подготовили целую программу. Так, члены драматического кружка показали две пьесы Антона Чехова, выступили хор школьников, смешанный оркестр и чтецы. Железнодорожный клуб сразу же стал играть значимую роль в культурной жизни всего города, недаром ему присвоили звание клуба имени III Интернационала.
Следует сказать, что до войны 1941 года при Управлении железной дороги в Ржеве действовал не только клуб, но также несколько красных уголков, где была налажена культпросветработа (например, в паровозном депо, у вагонников и др.). С начала открытия клуба ЖД здесь работал Фёдор Петрович Седов, возглавивший драматический кружок. Спектакли этого коллектива показывали вплоть до 1941-го, и все эти два десятка лет они пользовались в Ржеве большой популярностью.
Театральный коллектив железнодорожников в 30- е годы ХХ века поставил пьесы Максима Горького – «На дне», Александра Островского – «Доходное место», «Лес», «Светит да не греет», Николая Погодина – «Аристократы», Александра Корнейчука –«Максим Кречет», Игоря Всеволожского – «Знатная жена», Николая Шаповаленко –«Тревожный гудок», Виктора Гусева – «Слава», Николая Задонского – «День рождения», Юрия Германа – «Сын народа», Василия Шкваркина – «Весенний смотр», Александра Сысоева – «На перегоне». В начале 1941 года готовились к постановке пьесы Александра Афиногенова «Вторые пути», «Машенька» и другие.
В самодеятельной труппе тогда играли ржевские актёры: О.Л. Седова (кассир клуба имени III Интернационала), А.А. Кондратьева (комендант желдоручилища №2), Н.В. Глебович, В.В. Бордуков, И.Я. Миронов (старший экономист планового отдела Управления железной дороги), Е. Румянцев, Г. Егоров, В.Т. Орехова (техник-нормировщик вагонного участка), М. Кабанова, А. Булах, М. Безобразова, З. Седова, Н. Колпакова, М. Андреева, Н. Кротова, А. Корнеева, Г. Клушенцова и др. Фамилии ржевских артистов-любителей мы смогли установить в архивных статьях газеты «Ржевская правда».
Только за четыре года – с 1937-го по 1941-й драмкружком под руководством Ф.П. Седова было поставлено 29 пьес, состоялись 120 выступлений на различных городских мероприятиях, которые были организованы профсоюзным комитетом Калининской железной дороги. В 1939 году на дорожном смотре театр получил специальную премию. Последним предвоенным спектаклем (март 1941-го) стала пьеса Александра Островского «Василиса Мелентьевна», имевшая большой успех и отличные рецензии.
НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ
Во время войны старое деревянное здание клуба ЖД полностью сгорело и уже не восстановилось на прежнем месте. Но уже 30 марта 1945 года при Ржевском горисполкоме был создан отдел культпросветработы. Через год его заведующим был назначен Павел Павлов, будущий сотрудник клуба ЖД и руководитель большого смешанного хора.
В 1949 году Павла Петровича сменила Е.В. Дежина, супруга Ивана Дежина (1902-1973), в военные годы – командира партизанского отряда, который был награждён орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». В последние годы жизни Иван Семёнович трудился в г. Калинине. Е.В. Дежина стояла у истоков строительства послевоенного клуба ЖД.
В 1947 году, через два года после Победы, согласно ходатайству Управления Калининской железной дороги и Ржевского горисполкома в Министерство путей сообщения был создан проект клуба железнодорожников в Ржеве. Его автор – архитектор Яков Райхман. Проект клубного здания в Ржеве был утверждён заместителем начальника Калининской ж/д Павлом Панкратовым.
Дата начала строительства клуба – 1 марта 1948 года. Срок ввода в эксплуатацию – 31 декабря 1948-го. Двухэтажное каменное строение располагалось на пересечении ул. Коммуны и Партизанская, его вместимость – 430 человек. Работы по текущему строительству осуществляло Управление главного архитектора города Ржева, коим на тот момент являлся Николай Чудовский. Курировал строительство председатель исполкома горсовета Николай Вишняков (1900-1968). В период с 1946-го по 1950 год была сдана первая очередь клуба, причём работы были приняты с оценкой «хорошо». Вторая очередь строилась в 1950 году и включала, прежде всего, благоустройство территории.
Первым директором клуба стал фронтовик Евгений Лебедев (1922 – после 1951). Кадровый состав: бухгалтер Людмила Шмотовская (1927 – после 1951), кассир А. Колтушкина (род. 1930 – после 1951),завхоз Д. Смирнов (1914 – после 1951). Киномехаником долгое время работал Иван Миловидов (1920 – после 1951), его помощником являлся Павел Кобелев (1929 – после 1951). Зав. библиотекой долгое время являлась Галина Лазорева (1927 – после 1997), которая проработала в клубе более 50 лет.
С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ И УВАЖЕНИЕМ
Просматривая архивы, выяснилось, что только в 1952-м в клубе было прочитано 97 лекций и докладов (зрителей – 23 392 человек). За год здесь организовали 41 концерт (17 340 зрителей) и 7 спектаклей (4 – от гастрольных коллективов), провели 52 киносеанса и 29 вечеров танца. На базе клуба работали художественные объединения: оркестр духовых инструментов – 19 человек, вокально-хоровой коллектив – 38, сольное пение – 11, драмкружок – 17, акробатическая секция – 6, кружок кройки и шитья – 62. Художественно-творческий коллектив клуба составили люди, имена которых и по сей день вызывает особую признательность и уважение.
Виктор Белянинов (1907 – после 1970) руководил в клубе оркестром. Виктор Павлович работал в Ржеве ещё до войны – заведовал музыкальной частью городского драмтеатра. В клубе был концертмейстером, аккомпаниатором, руководителем коллектива. Многие из ржевских старожилов помнят его по сей день.
Павел Петрович Павлов (1902-1970), известный в Ржеве и области музыкант, ещё перед войной преуспел как регент, певец и хормейстер. Валентина Николаевна Павлова (Васильева) (1904-1973), концертмейстер хора П.П. Павлова – ученица Н.Л. Грешищевой, основателя первого музыкального заведения в Ржеве, училась в Московской консерватории. Фёдор Петрович Седов (ок. 1902 – после 1954) возглавил драмкружок.
Вторым директором клуба ЖД стал фронтовик Михаил Веселов (1913 – после 1960), потерявший руку. Именно он настоял на том, что деятельность клуба должна быть расширена. В это же время сюда пришла работать Нина Васильева, которая впоследствии станет третьим директором клуба ЖД. Нина Михайловна организовала работу так, что все творческие коллективы сумели достичь наилучших результатов, одержав победу на областных, дорожных и городских смотрах.
Клуб ЖД в тот период стал культурным центром Ржева: здесь проводились школьные слёты, олимпиады, заседания актива общественности, выставки, собрания лекторов. Академический хор клуба был признан в Москве и Ленинграде, Смоленске и Калинине, а популярный ансамбль «Экспресс» стал визитной карточкой Ржева (руководитель – Вячеслав Симонов). Танцевальным коллективом руководила Анна Доронина – самородок, специалист высокого класса.
Нина Михайловна Васильева пригласила на работу в клуб Марию Журавлёву, ставшую легендой клуба, его авторитетом и достоянием. Человек неординарный, ответственный, мобильный и решительный, она стала четвёртым директором клуба. Мария Павловна дала путёвку в жизнь многим. В их числе – Раиса Маслак, замечательный педагог, воспитавший в любви к музыке не одно поколение учеников. Знаменитым «детищем» Марии Павловны также стала агитбригада «Светофор», о которой помнят и сегодня. В это же время открывается талант многих ржевских самодеятельных активистов. Среди них – конферанс-дуэт Уткина и Дунаева, солисты Владимир Лисичкин (тенор) и Павел Евстигнеев (бас), певицы с бархатными голосами Галина Самсонова, Людмила Лаврова, Галина Семёнова и Елена Аверьянова.
Своё боевое «крещение» в клубе получила и известная ржевская исполнительница и хормейстер Ирина Кузнецова. Здесь начинала работать талантливая певица, режиссёр массовых мероприятий Валентина Королёва. Свои первые смелые шаги на сцене в клубе ЖД сделал и Алексей Соколов – музыкант-народник и опытный аранжировщик.
Руководителями хора в 70-90 годы XX века были С.В. Слепенкова, П.М. Петров, Е.М. Костенко, Г.И. Самсонова, ведущие солисты хора Г.И. Безобразова (Хмылкова), Р.Я. Острейко, Л.Г. Краснопевцева, Л.К. Гусева. Эстафету директорства клуба в 1979 году приняла Галина Самсонова, которая четверть века служила клубу ЖД (вплоть до 2002-го). Опытный и мудрый наставник, Галина Ивановна была хорошим хозяйственником и специалистом, глубоко понимающим сложность сценического ремесла. Сначала она участвовала в художественной самодеятельности клуба «Текстильщик», затем работала худруком в клубе Горпромкомбината, позже стала заведующей хозяйством в клубе ЖД.
Работал в клубе и Анатолий Буров – выдающийся художник и скульптор-анималист. А нашего звукорежиссёра и ди-джея Александра Суворова, наверное, знает большая часть Ржева. Плодотворно трудилась здесь и Виктория Половецкая, известная в Ржеве поэтесса, человек творческий, художественно одарённый. Всегда на высоте был и техперсонал клуба – Н.И. Гордеева, А.Н. Макаренко (контролёр), М.А. Аверьянова (техсотрудник), Ж.Р. Победенная, Л.П. Гордеева.
С 2002-го по 2016 год клубом руководил Владимир Минних. Владимир Леонидович сохранил все лучшие традиции, которые заложили его предшественники. При нём сложилась замечательная команда работников клуба: В.Н. Гусева, Е.Ш. Думанская, Н.Е. Васильева (Андреева), И.В. Данильченко, Т.А. Ивановская, Т.Е. Шулегина, И.В. Кузнецова, О.М. Кузьмина и многие другие. Все они с достоинством несут знамя культуры и просветительства. Одним словом, и сегодня, спустя 75 лет, жизнь клуба ЖД продолжается!
Наш ДК ЖД отмечает 75-й юбилей!
Нас все любят, величают и желают светлых дней.
Чтоб концертов было много, сцена чтоб не пустовала,
Чтоб торжественных событий впереди было немало.
Чтоб всегда были аншлаги, а по жизни – много позитива
– Пусть в достатке будет всем таланта, радости и креатива!
Ольга КУЗЬМИНА.
Фото из архива клуба.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.