Полуколонны мезонина тоже слегка видоизменились, потеряв рельефный выступающий поясок на уровне подоконников, который визуально отделял тело полуколонны от её базы. Ну, и в тимпане фронтона сделали уж совсем что-то несуразное – пустой круг куда-то исчез, а разорванная им треугольная рамка превратилась в какие-то невнятные стрелочки, причём не симметричные.

Но, как говорится, нет худа без добра. При ремонте фасада под подоконниками первого этажа восстановили три накладки-филёнки, а на уровне этих же подоконников на пилястрах – выступы-пояски и местами уже осыпавшиеся каннелюры.

Весьма неожиданно цветовое решение при покраске фасада. На общем фоне бежевых и розовых (со всеми возможными оттенками того и другого) ржевских фасадов цвет морской волны смотрится очень свежо и смело. Лично мне цвет очень понравился.

Хотелось бы пояснить, что вышеописанные «огрехи» при проведении ремонта фасада – это вовсе не критика и не предъявление претензий, а просто констатация факта.

Насколько мне известно, дом этот (как и многие другие дореволюционные строения Ржева) памятником архитектуры пока не является, так что ремонтом занимались не профессиональные реставраторы, а обычные работяги-строители. Естественно, они не обязаны разбираться во всех архитектурных тонкостях и нюансах старинного здания, и сделали так, как смогли. Но это в любом случае лучше, чем было до ремонта. Поэтому хотелось бы выразить искреннюю признательность всем тем, кто был причастен к этому благому делу! Но, если вдруг есть такая возможность, нужно бы устранить имеющиеся «недочёты» для сохранения аутентичности исторического облика здания.

ДОЛГИЕ ЛЕТА!

Весьма интересен вопрос о почтенном возрасте особняка. Официальной датой постройки и ввода его в эксплуатацию указан 1917 год. Но это, мягко говоря, не совсем так. И в этом легко убедиться, пересмотрев множество дореволюционных снимков, на которых этот дом прекрасно виден.

Пожалуй, самое раннее изображение, какое удалось найти, – это снимок братьев Кольберг (Владимира Яковлевича и Эдуарда Яковлевича) 1870-х г.г. С правого края снимка хорошо просматривается перспектива Малой Спасской улицы, ведущей к Спасской площади. Над и чуть правее крыши почтово-телеграфной конторы, и под строящимися каменными торговыми рядами (на месте Старого рынка) хорошо просматривается конёк мезонина (с белой трубой) нашего особняка. Но есть и более поздний снимок известного ржевского фотографа А.А. Германа времён постройки первого деревянного моста через Волгу, который просуществовал всего 5 лет – с 1888-го по 1893 год.

Здесь уже довольно хорошо и в подробностях можно рассмотреть интересующий нас дом с его дворовой, северной стороны. Обращает на себя внимание расположение окон, их количество, длинное слуховое окно справа от мезонина – все эти подробности нам пригодятся для сравнения с ещё более поздним снимком. Дело в том, что пока перед нами дом в его как бы первоначальном варианте. А вот в нынешнем, расширенном и реконструированном виде он впервые запечатлён всё тем же А.А. Германом на видовой открытке «Ржев-Rjew. № 9. Вид Князь- Дмитриевской стороны» из серии, изданной в 1906 году. Дом стал ощутимо больше, так как его, похоже, расширили с восточной стороны, а мезонин хоть и «потолстел» чуть ли не вдвое (с трёх окон до нынешних пяти), но с его правого края мы видим всё то же длинное слуховое окно, да и другие подробности тоже совпадают – это всё тот же особняк.

Как выглядел до революции парадный фасад уже расширенного и реконструированного до нынешнего вида здания, можно увидеть на открытке «Г. РЖЕВЪ. – Большая Спасская улица» издания М.В. Мясникова-Мусина 1910-1911 г.г. (в названии перепутаны Большая и Малая Спасская), а также на открытке «Г. РЖЕВЪ. Троицкая улица и почта» издания М. Кампель, Москва 1911-1912 г.г. (в названии опять ошибка).

В итоге можно сказать, что в своём изначальном варианте дом был возведён не позднее 3-й четверти XIX века, расширен и реконструирован до своего нынешнего состояния в самом начале XX века, но не позднее 1905 года.

Независимо от официального статуса, лично для меня этот особняк безусловно является памятником архитектуры, а посему считаю, что его нужно беречь, холить, лелеять и относиться к нему с должным вниманием и уважением. С долгожданным «возрождением» тебя, красавец! И дай тебе Бог ещё долгие лета радовать своим видом и жителей, и гостей города Ржева!

Сергей Рыбаков.

Фото автора.

На снимке: дом купчихи Яблоковой на ул. Грацинского, 25 (сегодня).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.