– К сожалению, герой этого романа стал именем нарицательным, этаким символом лени и праздного образа жизни. Символом человека, которому ничего не нужно, который ни к чему не стремится. У которого нет мечты, нет идеалов, которому спокойствие заменяет все радости жизни. В самом деле, зачем стараться и суетиться, если человек не видит в этом для себя никакого стимула, никакой выгоды? Любое действие диктуется, прежде всего, стремлением удовлетворить свои потребности. Но потребности Обломова и так удовлетворены – он мог целыми днями лежать на диване и предаваться лени. А больше ему ничего и не нужно было. Нет цели – нет действия.
– Есть и психологические причины, почему Обломов не хочет ничего делать. У него реальная жизнь не совпадала с идеальными представлениями: из-за этого он и впал в апатию…
– В общем, есть такие пассивные люди: им лень что-то менять в своей жизни, их всё устраивает, они не хотят никаких перемен. И Обломову трудно принять, что в жизни есть сильные эмоции, переживания, необходимо принимать трудные решения, которые могут стать фатальными. Где же покой?! Его не так уж много в деятельной жизни. И поэтому Обломов выбирает сон.
– Сейчас много говорят о том, что Обломов страдает депрессией и прокрастинацией. А раньше о нём говорили как о лентяе и эгоисте, не способном думать о других.
– Но на самом деле Илья Ильич – добрый человек, не способный на подлость и ложь. Достаточно вспомнить его «голубиную нежность», способность любить и заботиться о другом человеке. Кстати, очень хороший фильм об Обломове снял Михалков. У Илюши было прекрасное детство, полное любви, красоты, нежности. Он вспоминает, как няня укладывала его спать, как мама нежно ласкала его, будто чувствуя, что скоро уйдёт.
Когда она умерла, наступила другая, своя жизнь. И вот уже надо суетиться, «ходить в присутствие» (на работу по-нашему). А там – сухие, недобрые люди, подсиживания, сплетни, погоня за наградами, местами, чинами… И человечка с нежной душой – Илюшу Обломова, который ждал от жизни тех же отношений, что и в семье, «срезало» столкновение с грубой прозой жизни. Недаром он спросил Штольца: «А зачем, Андрей?». Зачем эта суета, «жизни мышья беготня», ведь жизнь такая недолгая!
– А ведь Штольц просто другой…
– Да, и невозможно смотреть без слёз кадры фильма, когда мальчик Илюша бежит изо всех сил, потому что «маменька приехала». И это очень важно. Особенно сердце сжимается сейчас, когда своей мамы нет рядом… Обломов похож на ребёнка, который обращает внимание на то, что обычным взрослым уже нет времени заметить и подумать, и помечтать.
ПРО ЛЮДЕЙ БЕЗ ВОЗРАСТА
– Кстати, обычно подросток так себя и чувствует. А финальная фраза: «Он был слишком хорош для этой жизни!» – разве не из мироощущения подростка?
– Зачастую мы удаляем классику от детей, делая вид, что она – про людей без возраста. Вот они и думают: это истории про далёких им взрослых, и только. А между тем «Евгений Онегин» – он про кого? Ленскому – 18, Татьяне – 17, как сегодняшним 11-классникам, а Ольге – вообще 16.
– Да, преподавание литературы – дело тонкое.
– Мне хотелось бы отметить актуальность, да, именно актуальность литературы сегодня, ведь она в наши дни, когда ставятся под сомнение многие ценности, должна быть востребована как никогда. Ведь язык, культура – лакмусовая бумажка образованности человека. Но то, что мы видим в интернете, по телевизору не может вдохновлять. Люди проживают чужую жизнь, пока их собственная несётся по обочине сломя голову. Но первопричина-то не в этом, а в искривлении духовно-информационного пространства.
ВСЕГДА ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
– К вопросу об эмоциональном выгорании, Елена Анатольевна. В жизни учителя должен быть смысл, какая-то цель. Как не допустить, чтобы пропала педагогическая рефлексия?
– Есть инстинкт самосохранения, который не даёт уйти в полный ноль, есть жизнь вне школы, и должно быть понимание тех изменений в обществе, которое касается всех – и взрослых, и детей.
– Как вы думаете, хороший педагог и хороший человек – это синонимы? Можно ли талантливо вести уроки, но при этом в глубине души ненавидеть всех детей на свете?
– Я понимаю все проблемы современной школы и ничуть не идеализирую работу учителя, но хороший учитель – всегда хороший человек. И это – аксиома! С детьми и подростками иначе нельзя, и другие учителя в школе редко задерживаются. Конечно, учитель должен всегда чувствовать себя качественно взрослее своих учеников.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.