– Такая подготовка трудно даётся детям?

– Да, ведь ребёнок должен выйти на сцену и отыграть сложнейшую программу. Вообще, музыка – очень мужественный вид искусства: выступать на публике всегда сложно, приходится превозмогать волнение. И надо исполнить музыкальное произведение так, чтобы со стороны это выглядело естественно и непринуждённо. Оценивается буквально всё: музыкальность, раскрытие образа, техническая подготовленность, артистизм, сценический костюм…

– Какие способности ребёнка помогает раскрыть музыка? Что бы вы могли сказать на сей счёт родителям?

– Музыка – наилучший путь к жизненному успеху! Она помогает выразить свои эмоции, переживания, чувства: это воплощение в звуке внутреннего состояния человека. Существуют десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу, сформулированные Диной Кирнарской, доктором искусствоведения, проректором Российской академии музыки имени Гнесиных. Играть на музыкальных инструментах – значит, следовать традиции, недаром музыке учили всех аристократов. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину; занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности, речь, навыки общения, умение работать в команде и в режиме многозадачности.

СКРИПАЧ ДОЛЖЕН БЫТЬ УМНЫМ!

– Но как скрипачка могу сказать, что струнные инструменты – одни из самых сложных. Скрипка, виолончель, альт – всего четыре струны, смычок и четыре пальца, которые извлекают звуки. Необходим математический склад ума: ребёнок должен чувствовать ритм, а ритм – это счёт. Позиционные аппликатуры также способствуют развитию интеллектуальных способностей: когда мы играем на скрипке, приходится думать наперёд, как в шахматах, – на ход, на два…

– Именно поэтому скрипка и считается одним из сложнейших инструментов?

– Научиться играть на скрипке гораздо сложнее, чем, например, на фортепиано. Во-первых, у скрипки нет клавиш, и рассчитывать можно только на музыкальный слух. Во-вторых, требуется более сложноорганизованная работа рук.

– Чтобы добиться успеха, недостаточно трудолюбия или везения – музыкант должен быть умным?

– Музыка – точно не та сфера, где горе – от ума! К Паганини часто приставали с вопросом: в чём секрет его мастерства? И однажды, разозлившись, маэстро воскликнул: «Скрипач должен быть умным!». Для того чтобы разобраться в сути вещей, проанализировать информацию, нужен не только талант, но и интеллект. Настоящим музыкантом способен быть только тот, кто способен к длительному интеллектуальному сосредоточению. Потому что мы играем не руками, а головой…

ПРЕКРАСНОЕ – РЯДОМ!

– Марина Геннадьевна, губернаторскую стипендию получают лучшие из лучших. И теперь юные музыканты должны подтверждать свой статус, демонстрировать свои творческие достижения на различных площадках?

– Мы традиционно даём сольные концерты стипендиатов в течение всего года. Послушать молодые таланты собирается самая разная аудитория – молодёжь и люди среднего возраста, профессиональные музыканты и просто любители музыкального искусства. Ржевитяне приходят, невзирая на нынешнюю ситуацию, что нас искренне радует. Думаю, для любителей музыки такая возможность – своеобразное отключение от обыденности, погружение в прекрасный мир искусства…

– Кстати, глава города не планирует устроить приём губернаторских стипендиатов? Приглашают же в администрацию выпускников, окончивших школу с золотой медалью…

– 28 мая 2021 года в стенах нашей школы состоялось торжественное событие – презентация стипендиатов губернатора Тверской области 2020 года «Молодые дарования Тверского края – на ржевской земле!». Награды стипендиатам и педагогам, воспитавшим юные дарования, вручала заместитель главы администрации города Елена Ямщикова. Так что подобная традиция уже существует, и в нынешнем году она будет продолжена.

МУЗЫКА – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ

– Как вы думаете, талантливые исполнители могут найти приложение своим силам и возможностям в своём родном городе?

– В детском возрасте ребята искренне любят свой родной город, посвящают Ржеву сольные концерты, с удовольствием участвуют в городских музыкальных программах, конкурсах и фестивалях. И искренне полагают, что останутся здесь навсегда. Но, к сожалению, профильное музыкальное образование они в Ржеве получить не могут.

– А ведь раньше в Ржеве было училище музыкальное…

– Да, и я сама – выпускница Ржевского музыкального училища. С благодарностью вспоминаю своих педагогов – Ирину Богомолову и Павла Вознюка. Они верили, что мы продолжим их дело, но училище было закрыто в 90-х годах. Тогда по стране прокатилась волна «оптимизации» в отношении средних специальных учебных заведений, и это было весьма печально…

Я с глубоким уважением отношусь к преподавателям музыкальных школ. К сожалению, сейчас молодых кадров там не так много, но я верю, что ситуация изменится, и придёт достойная смена. Ведь наше дело является государственно важным: все его составляющие – и образование, и патриотическое воспитание, и любовь к искусству, и уважение к культурным ценностям, и дань памяти историческим событиям – находят своё отражение в музыке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.