Гайтан – длинная, шириной до 10 см, бисерная полоса с соединением концов на груди. Основа его узора – орнамент в традиционно сложившейся цветовой гамме, построенный по местным канонам.
Борода – большой воротник округлой формы. Его основой с лицевой стороны служил бархат, на который накладывалось плетение жемчужной сетки, украшенной плашками перламутра речного жемчуга, по краю же спускались бисерные нити.
Жарелье – жемчужно-бисерный воротник-сетка. Браниски – многоярусные бусы (в 7 или 14 рядов), сплетённые в сетку на задней части. Нашейник – жемчужно-бисерная полоска на холсте, оба края которой были обшиты присборенным кружевом, отделанным золотой нитью. Мониста — многоярусные жемчужно-бисерные ленты с нанизанными на них цветными каменьями, по обеим сторонам которых симметрично располагался медальон. Наборушник – прямой или фигурной формы холст; его лицевая часть зашивалась рубленым перламутром и речным жемчугом горизонтальными рядами.
Жемчуг, используемый в предметах одежды, со временем терял свой цвет, блеск, живость и тёплую матовость, как бы истлевал, засыхал. Один из старинных способов его оживления – ношение такого украшения на шее крепкой молодой девушки, что, по преданию, восстанавливало его природное естество и энергию. Ещё одним способом чистки жемчужных зёрен было запитывание их весенней травяной росой, собранной в мае на листьях редьки. Влага росы мягко удаляла и растворяла на жемчуге желтизну, возвращая ему живой радужный блеск.
\
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Настоящие шедевры из жемчуга – нагрудные и шейные украшения, бытовавшие на Ржевском Поволжье – сегодня почти не сохранились или находятся в ветхом состоянии. Многие из вышеперечисленных видов мы смогли обнаружить только на старинных фотографиях и в музейных фондах. Некоторые из них мы сегодня и представили вниманию наших читателей.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.