В 1901 году Ржевская мужская гимназия осуществила свой первый выпуск. Она находилась в районе Тетерино, на левом берегу Волги, недалеко от впадения в неё Холынки – на Троицком взвозе. Мужская гимназия в тот период – основной тип средней общеобразовательной школы, где учились дети дворян, чиновников, интеллигенции. Согласно данным на 1910-й, там обучались 343 гимназиста и работали 39 преподавателей.
СРЕДИ ЛУЧШИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Гимназией управлял Педагогический совет. Принимали туда детей 8-9 лет – в приготовительные классы и с 10 лет – после домашней подготовки с учителем. В приготовительных и младших классах учились по 40 человек, в старших – 20-30, в выпускном –20-23 гимназиста.
Трёхэтажное здание гимназии классического стиля было построено ещё в конце XIX в. Но свой окончательный вид оно приобрело в начале ХХ (1905-1907 г.г.), когда её директором стал Павел Павлович Стеблов. За восемь с небольшим лет руководства (1901/1902 – 1909) это учебное заведение вошло в ранг лучших не только на уровне Тверской губернии, но и России. П.П. Стеблов проделал весьма большую работу – как по внутреннему и внешнему обустройству гимназии, так и в отношении кадровой политики – под его началом работали незаурядные личности, яркие, самобытные, профессиональные педагоги.
При Павле Павловиче было реконструировано само здание: оно стало трёхэтажным, с пристройками: в правом крыле разместился удобный актовый зал, в левом – гимнастический. Благодаря усилиям директора, удалось благоустроить и прилегающую к гимназии территорию: был построен лестничный спуск к Волге и Холынке, посажен парк-сад с деревьями ценных и редких пород, разбиты цветочные рабатки и клумбы.
Говоря о педагогическом коллективе Ржевской мужской гимназии, следует отметить, что его преподавательский состав набирали строго по конкурсу, а основные административные должности утверждали на уровне Московского учебного управления. В «личный состав» гимназии входили: директор, законоучители, преподаватели, надзиратели, врачи. Педагоги и наставники проходили серьёзный конкурс на свободные вакансии, большинство имели рекомендации на преподавательскую работу из губернских центров.
В гимназии изучали чистописание, родной, латинский и дополнительно – ещё два иностранных языка, литературу, историю, географию, математику, физику, химию. Обучение было платным. При этом подход к успеваемости был крайне жёстким: ко всем без исключения гимназистам предъявляли одинаковые требования – без скидок на социальное положение. Иногда за успехи в учёбе детей малоимущих родителей освобождали от платы за обучение. Более того, П. Стеблов в 1906 году для особо одарённых учеников учредил личную именную стипендию.
\
РАВНЕНИЕ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ!
Подробнее представим читателю некоторых учителей, работавших в мужской гимназии в начале ХХ века. Павел Фёдорович Симсон окончил историко-филологический факультет Московского университета, получив степень кандидата (1866 г.). С 1884-го по 19011902 год возглавлял Ржевскую гимназию, одновременно преподавал историю, географию, русский и латинский языки. С 1917-го – директор Ржевского историко-археологического музея (до августа 1922 г.). Почётный член Калужской, Рязанской, Тверской архивных комиссий. Коллекционер книг, старинных гравюр, монет и оружия. Значительная часть археологических находок, собранных П.Ф. Симсоном, экспонируется в зале археологии Государственного исторического музея в Москве. Автор многочисленных публикаций и отдельных книг по истории, краеведению и другим наукам.
Иосиф Иванович Каширин – выпускник физико-математического факультета с дипломом I степени (1902 г.). Преподавал в гимназии с 1903-го по 1918 год (и далее – во II школе) – математику, физику, космографию, методику арифметики. Организовал математический кружок. Также вёл делопроизводство и секретарские работы. Имел ряд научных печатных работ: «О преподавании космографии в женской гимназии» (Труды I математического съезда в Петрограде, 1913); «Решение задач в журнале «Математическое образование» (1914).
Вячеслав Антонович Вишневский окончил отделение естественных наук физико-математического факультета университета (1907). С 1909-го служил в Ржевской мужской гимназии. На 1910 год являлся преподавателем истории и географии – в старших классов, а также природоведения – в младших. Был одним из любимых учителей гимназистов. В 1910-1918 годах – член гимназического общества помощи студентам. В 1917м возглавил местное отделение Партии народной свободы; в 1918-м – вошёл в правление местного Учительского союза. Был осуждён за политические взгляды – после 1918 года его судьба не известна.
Выпускницей Петербургского пединститута являлась преподаватель иностранных языков Анна Павловна Антипенко (ко всему прочему она окончила курсы французского языка в Гренобле), работала в гимназии с 1901 года. Московскую духовную академию в 1902 году окончил Василий Ильич Таланкин, преподаватель словесности и географии. До переезда в Ржев он состоял в должности учителя истории и географии в Трубнинской женской гимназии и в Тульском реальном училище. В Ржевской мужской гимназии – с 1910 года.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.