Надо заметить, что с именем Пушкина связано немало страниц в биографии Я. И. Гуревича. Мало сказать, что Яков Иосифович высоко ценил его поэзию и многие стихи знал наизусть. Это и «пушкинская школа», которую он возглавлял с 1946 по 1954 годы. Это и символическое совпадение даты рождения Гуревича и открытия Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, – тоже 19 октября, но 1811 года. В этом совпадении Яков Иосифович усматривал некий «знак судьбы».
ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ
Послевоенное время в Ржеве было особенным. Ржевитяне с энтузиазмом восстанавливали разрушенный город и мечтали о новой светлой жизни, наполненной простыми человеческими радостями. Клубов, домов культуры и кинотеатров не хватало, и своеобразными центрами культурной жизни стали общеобразовательные школы. На их базе появились самые разнообразные самодеятельные кружки, развивавшие таланты школьников и педагогов. Вершиной самодеятельного творчества стали оперные спектакли. Например, М.И. Поцепня ставил «Бориса Годунова», средняя школа № 52 (ныне № 12) – «Сорочинскую ярмарку», «Руслана и Людмилу». А Пушкинская школа в 1950-1951 году поставила сцены из оперы «Иван Сусанин». Руководил постановкой молодой директор Я. И. Гуревич.
Спектакль открыл много дарований, но самое главное – послужил толчком к рождению музыкальной школы. Сначала при Пушкинской школе открываются музыкальные классы, а в 1954 году они преобразуются в музыкальную школу. Яков Иосифович становится её директором. Благодаря его энергии и настойчивости, несмотря на послевоенную разруху, школа получает собственное здание на улице Коммуны (Большая Спасская) и постепенно превращается в настоящий центр музыкального просветительства в городе. Здесь организуются курсы сельских баянистов, готовившие музыкальных работников для клубов и домов культуры. В 1963 году открывается музыкально-хоровая студия, благодаря которой талантливые взрослые люди могли реализовать свои способности в вокально-хоровом искусстве. С начала 60-х годов при музыкальной школе действуют Университет культуры и Народная филармония. В типографии печатаются абонементы на циклы лекций-концертов, которые проводятся силами учащихся и преподавателей. Отчётные концерты музыкальной школы, проходившие в Летнем драмтеатре, становятся общегородским событием – попасть на них можно было только по пригласительным билетам, т. к. мест на всех желающих не хватало.
ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
Понятно, что такие задачи можно было решать только с высокопрофессиональным преподавательским коллективом. Яков Иосифович подбирал кадры самым тщательным образом. Первые годы с ним работали Н. С. Румянцева (Голова), А. Л. Бурштейн (ныне преподаватель Тверского музыкального колледжа, Заслуженный работник культуры), Т. Н. Северова, Э. И. Андреев, А. З. Ростоцкая, И. А. Курков, М. И. Бойцова (до сих пор работает в музыкальной школе и успешно продолжает просветительскую деятельность), Т. А. Базанова (ныне преподаватель Тверского музыкального колледжа, Почётный работник культуры и искусства Тверской области), Т. Е. и Е. Е. Боярские – сёстры В. Е. Боярского, долгое время возглавлявшего Тверскую областную филармонию, В. Ф. и В. А. Гладышевы, Е. С. Мальков и другие. Сам блестяще эрудированный и талантливый человек, Яков Иосифович привлекал к себе и к своей школе творчески одарённых людей, создавая вокруг себя особую атмосферу увлечённости и высокого служения искусству. У нас, коллег Якова Иосифовича, было ощущение, что мы находимся чуть ли не в центре важных музыкальных и культурных событий. Рядом с ним никогда не было скучно, а город Ржев совсем не казался захолустным провинциальным городом.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.