Наш собеседник – Оксана КУЗНЕЦОВА, основательница бренда «Лисий ларец», который специализируется на изготовлении блокнотов, планеров и ежедневников ручной работы. При этом особо следует отметить, что наша героиня нашла свое призвание во время декретного отпуска, превратив своё хобби в успешный бизнес. О том, как это было, – в нашем интервью.
– Оксана, для начала немного расскажите о себе. Где родились, выросли, учились; как оказались в Ржеве? Кстати, как вам наш город?
– Я родилась и выросла в славном городе Пскове. В старших классах, как и многие мои одноклассники, грезила поступить в Питер или Москву, но не сложилось. Поэтому стала студенткой исторического факультета Псковского университета. Мне так нравилось учиться, что я начала мечтала о научной карьере, которая позволила бы ездить по археологическим раскопкам и вести кочевой образ жизни, как Индиана Джонс.
Но после учёбы меня позвал замуж парень, с которым мы встречались четыре года. Через месяц мы уехали на Валдай, где я преподавала историю в аграрном техникуме и заочно училась в магистратуре. В Ржеве мы оказались из-за мужа – его сюда перевели по службе. В целом город неплохой – мне есть, с чем сравнивать. Я придерживаюсь простой философии: человек сам выбирает своё окружение и уровень жизни. Несмотря на некоторые проблемы городского уровня, в Ржеве очень много возможностей как внутри, так и за его пределами.
– Судьбе было угодно, что ваш декретный отпуск совпал с появлением нового увлечения, в итоге фактически ставшего призванием – вы основали собственный бренд «Лисий ларец». Выходит, одно событие без другого не состоялось бы?
– Созданием изделий ручной работы я увлеклась ещё до декрета, в 2019 году. Но сначала это скорее было хобби, моя отдушина, творческий мир, в который я окуналась, как дельфин в океан! И это было прекрасно – я могла часами сидеть и творить. Именно тогда у меня появились заказы. Первые блокноты я продавала очень дёшево – ещё не чувствовала уверенности в себе, тем более в сравнении с более опытными мастерами. Порой я создавала блокноты только за отзыв или упоминание в постах. Но мне нравился сам процесс. Я тогда только мечтала получать доход от продажи изделий ручной работы.
Когда в конце 2020 года я стала мамой, первое время мне было очень сложно. Представьте, у вас на руках маленький ребёнок, помощи бабушек и дедушек нет, муж на работе без выходных. И вы без опыта и сторонней помощи выстраиваете жизнь заново. Но уже тогда во мне зародилась цель – сделать всё возможное, чтобы не возвращаться на прежнюю работу. Мне очень нравилось преподавать, но минусы этой профессии, к сожалению, перевесили. Тогда я начала смотреть на своё хобби как на возможность удалённой работы и заработка. Материнство мотивирует меня до сих пор! Я стала изучать маркетинг, вступила в творческий клуб, стала проходить курсы по развитию личного бренда, продвижению рукоделия, и полученные знания вскоре стали приносить свои плоды.
– Откуда вообще взялся этот интерес к рукоделию? И почему именно такая «деловая» специализация? Ведь вариантов того, что мы именуем хенд-мейд, великое множество – от вязания и вышивки до мыловарения и декора жилья…
– Я всю жизнь увлекалась творчеством! Рисовала, танцевала, вышивала и т.д. Возможно, сыграли свою роль учёба на истфаке и преподавание. У меня была постоянная потребность в блокнотах. Студенты даже шутили, что всегда хожу с ежедневником в руках и что-то записываю! Но всё, что продавалось на прилавках, мне не нравилось – слишком неудобно и непродуманно. Как говорится, если хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам. Вот я и начала изучать программу Adobe Photoshop, экспериментировать и создавать удобные страницы для своих изделий.
А ещё мне нравится планировать. Я вообще считаю, что каждому человеку это полезно! Неважно, кем вы работаете. Когда ты планируешь на бумаге свой день, неделю, месяц, год, то можешь видеть наперёд и анализировать. Порой кажется, что ничего за день полезного не сделала. А если бы был удобный блокнот, в котором с утра прописала дела, то вечером заглянула в него и подумала: «Ого! Да я столько всего сделала! Вот это я молодчина!». И сразу на жизнь под другим углом смотришь.
– «Лисий ларец» – отличное название для бренда! Но что конкретно за ним стоит?
– Давайте тогда сначала скажу, откуда название? Давным-давно у меня был друг архитектор. Он часто называл меня лисой. Мол, взгляд с прищуром, характер с перчинкой – одним словом, лиса. Наши пути разошлись, а память осталась. Вот и захотелось использовать это милое прозвище. А «ларец» – оттого, что он ассоциируется у меня с волшебством, добрыми сказками, которые я очень люблю. Так и родилось название «Лисий ларец».
За ним стоит любовь. Созданием изделий ручной работы занимаются в первую очередь из-за любви! Мне нравится своими изделиями поднимать людям настроение. Ведь это прекрасно, когда человека может сделать счастливым красивый планер или ежедневник, созданный специально для него. В мире, где много копий, одинаковых вещей, так важно обладать чем-то особенным, созданным именно для тебя. Это волшебное ощущение, когда берёшь исполненное желание в руки. Как же приятно работать, творить, создавать в таком блокноте!
– Одно дело – хобби, увлечение, досуг; совсем другое – успешный бизнес. Каким он был для вас, этот путь, – от рождения самой идеи до возможности зарабатывать, продавая свои изделия на маркетплейсах? И да: конкуренция в вашей среде огромная, как же удаётся «держать марку»?
– Путь «Лисьего ларца» нельзя назвать успешным и гладким. Для людей творческих порой сложно найти баланс между творчеством и работой. Просто в какой-то момент, держа на руках новорожденную дочь, я поставила перед собой цель: хочу стать мамой, которая сможет превратить хобби в работу. Это был мой осознанный выбор – работать удалённо, на себя и так, как мне хочется.
От этой цели и пошли все действия, в том числе выход на маркетплейсы. Сейчас мой бренд представлен на трёх маркетплейсах, планирую выйти ещё на два в 2024 году. Для них я разработала бюджетную линейку товаров и включила в неё календари, открытки, блокноты на пружине. Да, это тоже ручная работа, ведь весь дизайн рисую лично я или нанятый иллюстратор, сборку я также делаю своими руками.
Конечно, в моей нише много конкурентов. От мастеров до канцелярских магазинов с миллионной выручкой. Но если есть конкуренция – значит, товар продаётся, и на него всегда найдётся покупатель. Важно отстраниться от конкурентов и создавать что-то уникальное! Моей фишкой стали индивидуальные наборы страниц и необычные обложки. В канцелярских магазинах чаще всего продаются обычные ежедневники с простой линовкой. У меня же может быть совершенно любой дизайн.
Из недавнего – я создала планер для начинающего писателя. Верю, что у неё большое будущее! Девушка не могла найти удобный бумажный помощник и обратилась ко мне. Я создала набор страниц с учетом всех её пожеланий! Там есть страницы для сюжетов, анализа прочитанного, писательский трекер и много-много других.
Обложки могут быть двух типов: из переплётного итальянского кожзама или тканевая с изящной вышивкой. У меня летом был оптовый заказ – девушка заказала 10 блокнотов. На страницах – забавные вопросы анкеты для подруг, а на обложках – вышитые цветы. У каждого блокнота свой цветок: ромашка, ирис, роза и т.д. Такое точно не найдёшь в магазине – только на заказ! А как счастливы были девушки – словами не передать!
А если обложка из итальянского переплётного материала, то на лицевую сторону на заказ часто делаю красивую надпись – например, девиз человека или что-то мотивирующее. Это частая история, когда заказчики даже на обложке хотят что-то про себя!
– Интересно, а как к вашему бизнесу относятся в семье? Особенно если учесть, что вы молодая мама, а это всегда предполагает, прежде всего, массу забот и обязанностей…
– В семье в целом положительно относятся в моему виду работы или придерживаются нейтралитета! Муж и наши с ним родители очень поддерживают меня. Муж вообще на работу визитки носит и всем рассказывает, что у меня можно заказать классного бумажного помощника!
Что касается сочетания материнства и рукоделия, тот тут всё было непросто. Сначала я училась быть мамой, следуя простому правилу: «Когда ребёнок спит – это свободное время для мамы». Все бытовые вопросы (готовка, стирка, уборка) я делаю, когда дочь бодрствует. А когда она спит – я творю! Сейчас ей 3 года, она ходит в замечательный садик, и мне стало намного легче. Но даже когда ей был годик, я брала заказы и училась продвижению ручной работы.
– Было бы интересно узнать, какие из блокнотов или ежедневников пользуются особой популярностью? Есть ли среди работ особенно памятные и любимые для вас лично? Чем именно они примечательны?
– Среди мужчин самый популярный – ежедневник военнослужащего. Это был мой самый первый набор страниц, авторская разработка! Причём его заказывают как жёны для своих мужей-военных, так и сами военные для себя. На страницах таких ежедневников есть красивые цитаты про любовь к Родине, мужество и героизм, антистресс-раскраски на военную тему, которые, как показала практика, пользуются спросом.
Девушки-рукодельницы чаще всего заказываю планер творца. Тоже моя авторская разборка для коллег! Очень удобно с ним социальные сети вести, заказы прописывать, планировать дела. Но чаще всего, конечно, заказывают именно индивидуальные планеры и ежедневники. Несмотря на то, что у меня разработаны несколько разных наборов страниц, люди всё же хотят видеть индивидуальный подход, чтобы блокнот был создан только для них.
Ну, а самый памятный планер я создала для девушки-рокера. Это был очень необычный заказ! На корешке планера в чёрно-фиолетовых цветах с внешней стороны – шипы в линию, а каждая страница пропитана духом рока. Он вызвал бурую восторженных откликов и принёс мне несколько заказов!
– Оценивая ваш опыт, с лёгкостью могу воскликнуть: «Ваш пример – другим наука!». Выходит, и в декретном отпуске можно найти не просто увлечение для души, но и настоящее дело, которое будет приносить доход. Но какие шаги для этого следует употребить?
– Спасибо! Могу сказать, что не существует какого-то единого пути для всех. Мы все разные, у каждого свои жизненные обстоятельства и приоритеты. Но могу сказать точно: пока человек относится к чему-то, как к хобби, то оно таковым и будет оставаться. Все шаги начинаются с осознания того, что вы хотите. Я хотела, чтобы «Лисий ларец» стал делом жизни, моей работой, которая приносит пользу и радует как меня саму, так и людей вокруг. У меня раньше не получалось продавать. Я понимала, что это моё слабое место, точка роста, поэтому я пошла учиться.
Также важно найти единомышленников, таких же увлечённых людей, а лучше людей сильных, у которых можно чему-то научиться, поскольку одному выстоять на этом пути очень сложно. Сейчас основная масса окружающих меня людей – творцы. Не менее важно изучить рынок, выяснить, продаётся ли то, что вы делаете. Кто это покупает и зачем. Возможно, до этого вам следует изучить вопрос детально и пройти какие-то курсы или послушать вебинары. Не обязательно платно! Есть много бесплатной информации – например, для мам в декрете действует федеральная программа «Содействие занятости», где вы можете пройти обучение и получить диплом государственного образца. Главное – не сидеть на месте. Меньше дум – больше действий!
– Изделия ручной работы сегодня весьма востребованы – в них заложена особенная энергетика их создателя. Получается история «от сердца к сердцу»? То есть, и творец получает отдачу?
– Да, конечно! Как я сказала выше, те, кто занимается созданием изделий ручной работы, в первую очередь, делают это из любви! Мои заказчики шутят, что ручная работа вызывает зависимость. Так и есть! Когда вы приобретаете что-то сделанное руками мастера (будь то игрушка или блокнот), то чувствуете эту магию и хотите прикоснуться к ней снова и снова. Ещё заказчики отмечают тепло и мягкость, которые исходят от блокнотов из «Лисьего ларца». Их из рук выпускать не хочется, и это очень ценно!
У меня в группе есть тема в обсуждениях с отзывами. И когда мне грустно или что-то не получается, я захожу в неё и читаю отзывы. Я их храню с 2019 года! Читаю и понимаю, какой большой путь проделан. Как много людей я сделала счастливыми, подарив им радость и возможность планировать с красивым блокнотом. Это стоит того! И печаль отходит, и силы появляются.
– Какие планы на будущее – планируете расширять ассортимент?
– Планов много! Главный из них – выйти на корпоративный сегмент на предмет оптовых заказов. Мне очень хочется вывести ручную работу на новый уровень. Знаю, некоторые крупные фирмы в Москве переходят на корпоративные подарки ручной работы для коллег и партнёров, то есть отходят от культуры масс-маркета на праздники в пользу эксклюзива, брендовых изделий. Это классно! Например, я могу предложить блокнот с дизайном, отражающим философию компании. Редкая типография возьмётся за такое, зато мастер, который занимается подобными заказами каждый день, – с удовольствием. На мой взгляд, такой презент для коллеги действительно станет ценным подарком.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.