12 марта в Ржевском муниципальном округе по адресу: Советская площадь, д. 10 – распахнул свои двери для посетителей Музей истории архитектуры Ржева (МИАР). При этом важно отметить, что его концепцию не повторяет ни один музей России и Европы.
УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
На состоявшемся накануне официальном открытии МИАР глава округа Роман Крылов подчеркнул:
– Мы долго шли к этому событию. Думаю, пройдёт время, и никто уже не вспомнит основные моменты «перезагрузки» Ржева. Это наша работа – преображать город, делать его красивым, безопасным, благоустроенным. Но сегодня Ржев получил поистине уникальный объект: МИАР – это не просто современное культурное пространство, но территория, которая позволит нам двигаться вперёд.
Глава констатировал: одно время ржевитяне почти перестали верить в свой город, надеяться на то, что у Ржева есть лучшее будущее.
– Но сегодня мы вновь напомнили, что такое – город Ржев! Музей истории и архитектуры Ржева предоставит молодёжи прекрасную возможность познакомиться с великим прошлым родного города.
ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ
Напомним: идея МИАР возникла в семье Игоря Сафронова, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства, директора инженерно-промышленной компании «Биоинъектор», преподавателя кафедры дизайна архитектурной среды Института бизнеса и дизайна (г. Москва). Игорь Николаевич – сын широко известного в Ржеве человека – Николая Никитича Сафронова. Феномен Николая Никитича явил собой уникальное сочетание учёного, инженера и художника. Он, конечно же, опередил своё время…
– Отец обладал огромной силой влияния на окружающих. Люди, которые хоть раз вступали с ним в диалог о смыслах бытия, менялись навсегда, – вспоминал Игорь Николаевич в интервью «РП». – Я не встречал в своей жизни более цельного и красивого человека. Отец сформировал себя в суровое послевоенное время, поэтому довольно пренебрежительно относился к комфорту и благам цивилизации. Но одновременно «ворочал» пласты человеческой культуры, прекрасно разбирался в искусствах и мог вести равноценный диалог с любым профессионалом в этой сфере.
Одной из его самых восхитительных работ (к сожалению, не завершённой) были перспективные построения панорам довоенного Ржева. Над одним из красивейших русских городов он как повелитель знаний поднимался на воображаемую высоту птичьего полёта и создавал достоверные и одновременно художественные панорамные виды. Сейчас в МИАР мы воссоздаём нечто подобное – на основе компьютерного моделирования.
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ
Мария Сафронова, художник, выступая на церемонии открытия, дополнила своего отца:
– Дедушка много сил положил на то, чтобы показать, как выглядел Ржев до Великой Отечественной войны. Он умер, а работа осталась незаконченной. Одно время я предполагала, что смогу продолжить его дело, но у меня не было «живой памяти» Ржева – исчезнувшего города, который я никогда не видела. И когда отец сообщил, что хочет сделать макет исторического Ржева, не поверила, ведь это работа для большой команды профессионалов. Но то, что я вижу сейчас в Музее истории архитектуры Ржева, – восхищает!
– Хочу поблагодарить администрацию округа, коллег, всех, кто вложил в МИАР часть своей души. Особенно благодарю супругу Татьяну, – её роль в этом деле огромна, – отметил Игорь Сафронов.
– Восхищение довоенным Ржевом в воспоминаниях моего отца передалось всем нам, – пояснил Игорь Николаевич. – Конечно, в моих сегодняшних устремлениях есть элемент миссии – дань памяти отцу. Но до недавнего времени проект макета города, а тем более проект музея казался маловероятным. Сегодня музей открыт, и это событие произошло во многом благодаря воле главы округа Романа Крылова.
УСТРАНИТЬ РАЗРЫВ
– Ржев в своей истории – особый город, – уверен Игорь Сафронов. – В нём, как в капле воды, отразились характер и сила русского самосознания, а в архитектуре Ржева – летопись времён. Ведь, по словам Николая Васильевича Гоголя, архитектура говорит тогда, когда молчат песни и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Наша цель – показать современным людям красоту подлинного Ржева, устранить разрыв между наследием прошлого и возможностями будущего. В силу известных исторических событий Ржев утратил органичную связь между красотой природных ландшафтов и городской архитектурой. Реальность удручающая, и наибольший вред наносится молодым поколениям, которые вырастают среди антиэстетики…
К счастью, современные музейные технологии позволяют открыть внутригородской дискурс о том, какой должна стать современная архитектура Ржева. Аспекты будущего в визуальных образах музейных экспозиций смогут влиять на сознание молодого поколения ржевитян. Возможно, молодые люди, испытывая тягу к прекрасному, увидят свой путь в дизайне и архитектуре, посвятят себя профессиональному творчеству. При этом мы, старшее поколение, должны создавать условия, в которых молодёжь будет видеть все возможности для творчества и успешной работы – именно на древней ржевской земле…
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ МАСШТАБА
Архитектура былого Ржева вдохновляет. На старых фотографиях видно, что архитектура дореволюционного города – двухэтажная. Богатые ржевские купцы могли легко позволить себе многоэтажное строительство, но в Ржеве мы не встречаем таких домов. Один из самых влиятельных архитекторов в мировой истории Андреа Палладио определял это как «человечность масштаба застройки». Это своеобразная культура ржевского социума – никто не стремится доминировать, подавлять, и спокойная, уравновешенная архитектура это только подчёркивает.
Ржев – один из красивейших волжских городов, но застроенный по-своему. И это – очень ценная идея для воспитания молодёжи. Следует подумать, как правильно адаптировать её для молодёжной аудитории, – предложил Игорь Николаевич. И привёл несколько иллюстраций к тому, чем занимается коллектив МИАР, как создаются просветительские программы.
– Создавая макет, мы одновременно ведём исследования размеров, пропорций, соразмерностей, ритмов зданий. Так, в Ржеве наблюдаем три вида коммуникационных решений. Это живописная архитектура, когда дом сделан на показ, чтобы показать себя, но таких в Ржеве совсем немного – в отличие от Москвы.
Второй принцип – принцип монументальности, когда дом хорош сам по себе. Третий принцип – гармонический. Это отдельно стоящие здания, которые совсем не кричат о своей художественной особенности. Они представляют собой некий фрагмент ритмов – в виде этажей, крыш, оконных проёмов, и каждое здание выглядит аскетично, но в совокупности они создают музыку архитектуры. Кстати, к такому же решению приходят и современные столичные архитекторы.
КАК ПТИЦА ФЕНИКС
– Как музейщик я просто поражена: МИАР буквально «оживил» историю нашего города, – отметила Марина Копаева, директор Ржевского филиала Музея Победы.
– МИАР – топовый объект, думаю, его можно поставить в один ряд с Ржевским мемориалом Советскому солдату, – согласился Роман Крылов. — Сейчас идёт процесс созидания будущего Ржева, и качество «точек притяжения» должно находиться на самом высоком уровне. Мы растём как город и в очередной раз, словно птица Феникс, восстаём из пепла…
– Мы уже начали выстраивать обратную связь с внешним миром: нам интересна реакция посетителей. Экспозициям МИАР будет постоянно пополняться, и в этом «изюминка» музея, – поделился дальнейшими планами Игорь Сафронов. – У ржевитян и гостей города появится прекрасная возможность заглянуть в мастерскую МИАР и увидеть всё своими глазами. Надеюсь, нам удастся воссоздать картину былого величия Ржева, вызвать чувство гордости и восхищения его наследием и вовлечь ржевитян в дальнейшее развитие города – ради будущего…
На снимках: в основе главной музейной экспозиции лежат исследования и разработки ржевского инженера и художника Николая Никитича Сафронова; макет дореволюционного города; на презентации МИАР; здание Городской управы, восстановленное в 3D-модели на основе прорисовок Николая Сафронов 1987 года.
Ирина КУЗНЕЦОВА
Фото пресс-службы РМО.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.