– Но ведь 30 минувших лет оказались совсем не утешительными для страны в экономическом плане…
– Прошедшие 30 лет можно поделить на взлёты и падения. Например, за 10 лет – с 1990-го по 2000 годы – были достигнуты значительных результатов в области построения рыночной инфраструктуры. Как раз моя дипломная работа была посвящена инфраструктуре финансового рынка, в том числе, развитию институтов, которые позволяют осуществлять торговлю на фондовом рынке. И путь, который прошла Россия в области либерализации фондового рынка за 30 лет, огромен! Вопрос в том, насколько этот тренд в конечном итоге будет повышательный и не перейдёт ли он в понижательный.
– Но, например, в рамках либеральной парадигмы борьба с бедностью постоянно пробуксовывает…
– Борьба лишь с бедностью – это не краткосрочное решение проблемы. Считаю, что нужно начинать с образования, борьбы с коррупцией и с неэффективностью правовой системы. Сегодня можно увеличить денежную массу, и завтра получить всплеск инфляции, а можно – бороться с бедностью эффективно – в течение долгосрочного периода, путём развития рыночности экономики и улучшения «правил игры».
Вспоминается теорема Коуза, которая говорит об эффективности распределения ресурсов только в случае эффективности институтов. Рональд Коуз предложил теорию, а у нас всё это было проверено на практике. То, что мы имеем сейчас, – это во многом последствия неэффективной советской экономики в течение 60 лет…
ТОТАЛИТАРИЗМ – НЕ ЭФФЕКТИВЕН
– Советская эпоха – такой же период русской истории, как были, например, петровский или екатерининский периоды. И поэтому большая ошибка – сделать вид, что это был сплошной негативный опыт длиной в 70 лет. Кроме того, если бы не было той модели экономики, вряд ли бы мы победили во Второй мировой войне…
– Но это уже совсем другой разговор – о Сталине…
– И какие же эмоции вызывает у вас эта знаковая личность?
– Я не могу оправдать Сталина. Да, при нём было построено рекордное количество городов, предприятий, но при этом построено на костях, и это, на мой взгляд, не стоило миллионов жертв. Другие страны достигли больших экономических успехов и без тоталитарной экономики. Не могу оправдывать тоталитаризм – он попросту не эффективен!
– Свобода – в основе экономики?
– Конечно. Экономика – в основе свободы, а свобода – в основе экономики. Всё взаимосвязано.
– Но человек – это же олицетворённый долг!
– Я считаю, что человек не должен никому.
– Например, своему Отечеству?
– Государству я буду платить налоги. И на налогах заканчиваются все мои обязательства перед ним. Налоги – плата за все услуги, которое государство мне оказывает. Государство должно стараться для человека, а не человек – для государства.
– Всё-таки государство и Родина – это разные вещи. Государственная система может меняться – как и правители; они могут приносить Отечеству пользу, а могут – вред. Государство – это механизм, инструмент, которым мы либо пользуемся, либо нет. Государство может нас угнетать, может помогать и даже спасать – это очень сложная категория. Но Родина от этого не меняется…
– Россия – моя Родина, но я не чувствую свой долг перед государством. Если я его люблю, это никак не коррелирует с тем, что я ему что-то должен. Вот если я возьму кредит в банке, чтобы основать собственный бизнес, то тогда буду должен его выплатить. У меня нет такого обязательства: я должен государству, раз я здесь родился. Долг – он всегда объективен.
МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ
– Кстати, есть ещё одно понятие долга – перед предками. Предки наши задали определённый вектор развития страны – выходит, мы должны его придерживаться? На мой взгляд, это очень близко и свойственно русскому человеку – тяга к национальной традиции…
– Многое, что сейчас развивается, не зарождалось в предыдущих поколениях. И мы не должны быть скованы этими рамками. Но если какой-то импульс доказал свою эффективность, его можно придерживаться. Поэтому я – за новации, за пробы нового.
– Важно определиться с дефинициями. Критерий – это эффективность?
– Да, эффективность – экономический термин. В основе всего лежит эффективность. Эффективность – мера всего!
– Один шаг до утверждения: человек – мера всех вещей. Кстати, так и было – в дохристианские времена. А сейчас может быть эталон, который является мерой всего?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.