– Есть уроки, где просто необходимо работать с текстом, но в математике особых проблем нет. Правда, учебник по математике 5-6 класса сейчас совершенно другой, рассчитан на современных детей – красочный, иллюстрированный, насыщенный любопытной информацией.

– Подобные учебники способны пробудить интерес к математике даже у гуманитариев?

– Мои шестиклассники не считают, что математика – сложный предмет. Спокойно идут на урок и ничего не боятся!

ГЛАЗА В ГЛАЗА

– Вы сказали, что родители непосредственно способствуют успеху школы. Как учителя сегодня строят общение с ними?

– Лучшее общение – глаза в глаза: приглашаем их в школу, разговариваем по душам. Конечно, мы общаемся в родительских группах в WhatsApp, всегда можем написать им в электронный дневник…

– Тотальная цифровизация нашей жизни – это плюс для образования?

– Скорее, вызывает некоторую настороженность. В 2019-2020 учебном году многие учились через платформу Zoom. На самом деле, это тяжело, казусов было много. Когда на уроке видишь глаза ученика – ясно, понял ребёнок тебя или нет. Когда он просто говорит, что понял, – ещё не факт, что так и есть на самом деле. Учиться дистанционно сложно, особенно учить малышей, для которых самое главное – личность учителя. А её практически невозможно почувствовать через экран монитора.

У меня сейчас 5-6 классы, переживаю, если придётся перейти на дистант. Ребёнок всегда может сказать, что у него отключили свет или отсутствует интернет. Тем более что такие проблемы в городе действительно есть. Но мы живём надеждой на лучшее!

– Не опасаетесь, что со временем классическое образование – глаза в глаза, лицом к лицу – останется лишь для детей элиты, а все остальные будут учиться дистанционно?

– Разговоры об этом идут, но, я думаю, шанс получить качественное образование должен быть у каждого ребёнка. Начальная школа – это однозначно только традиционная школа. Сейчас предлагают сделать «школу наоборот» – ребёнок дома смотрит интернет, читает учебник, а в школе закрепляет полученные знания самостоятельно. Тем, кто отработал в классической школе много лет, перестраиваться на подобный уровень обучения тяжело – думаю, потребуется новая формация учителей.

– Классно-урочная система в принципе будет не нужна, если перейти на индивидуальную образовательную траекторию?

– Для отдельных детей составляется индивидуальный учебный план, но они всё равно – в школе, просто у них иначе построен учебный процесс. Есть очно-заочная форма, индивидуальная форма обучения, обучение на дому…

– Вы видели сюжет о девочке, которая в 13 лет поступила в МГУ?

– Да, девочка находилась на семейном обучении. Родители учат ребёнка дома, потом он сдаёт экзамены в школе, показывая, что знает программу. Видела телесюжет о молодой женщине, которая в 18 лет окончила вуз и начала работать. Она сказала, что своего ребёнка воспитывает иначе: у каждого должно быть детство. Кроме того, школа – это ещё и бесценный опыт социализации. Лучше, если дети находятся в определённом сформированном коллективе.

Гимназия предлагает широкую внеурочную деятельность. Мы находимся рядом с ДДТ, и вся начальная школа ходит в Дом детского творчества на дополнительные занятия. У нас хорошо развито Российское движение школьников (РДШ). Дети собираются, что-то решают, делают. Некоторым мы просто предлагаем прийти, посмотреть, оценить. Они приходят – и остаются.

«ФИРМЕННЫЙ ЗНАК» ВЫПУСКНИКОВ

– Всегда можно задать вопрос: ты в какой школе учился? Но никогда не спрашивают: где тебя воспитывали? Тем самым подразумевается, что воспитание – это всегда индивидуальная, штучная, ручная работа?

– Никогда, ни при каких условиях, ни у одного учителя нет двух одинаковых учеников. Но есть общие черты, невольно вырабатывающиеся в одном коллективе, с общими учителями. Хорошая школа накладывает свой, особенный отпечаток на души, на поведение, на стиль общения выпускников. Это как фирменный знак, который они несут, иногда не замечая его, всю жизнь…

– Раньше было понятно – нужно воспитать хорошего человека. А что хотят получить на выходе сейчас?

– Во-первых, мы прививаем здоровый образ жизни. Во-вторых, даём патриотическое воспитание. Это – основные позиции. Есть дети, которые желают добиться успеха в будущей профессии: кто-то превыше всего ставит материальное благополучие, а кто-то об этом даже не задумывается – просто живёт себе и живет. В каждой школе составлена программа воспитания, по которой мы работаем. Эти программы включают также обучение родителей. Вместе с ними мы должны находить ценности для ребенка. Есть хорошая народная мудрость: «Дети учится тому, что видят у себя в дому»…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.