Сегодня речь пойдёт о нашем выдающемся земляке Натане Абрамовиче Зархи (1900-1935) – драматурге, киносценаристе, теоретике кино, внёсшем неоценимый вклад в становления советского театра и кинематографа, благодаря своему безмерному таланту ставшем известен на весь мир. Без всякого сомнения, его фильмы и спектакли, педагогические находки и инновации востребованы даже в условиях современности, а методические работы по сценографии, сценическому мастерству и драматургической практике актуальны по сей день.

Его жизнь напоминает яркую комету, которая пронеслась над театральным олимпом, осветив лишь одно десятилетие мировой истории театра. Но даже столь незначительного отрезка времени оказалось достаточно для того, чтобы оставить о себе добрую память, которая находит отражение в новых театральных премьерах, кинопоказах и спектаклях, разных формах сценических представлений и зрелищ. И, прежде всего, в лучших работах учеников, последователей и соратников Натана Зархи.


ПРИЗВАНИЕ РОДОМ ИЗ РЖЕВА

Натан Зархи – творческий псевдоним мастера, его настоящие имя и фамилия – Исаак Гуревич. Он был сыном ржевского врача Софии Иосифовны Зархин/Гуревич. Родился Исаак в Орше, потом семья переехала в Ржев. В первом волжском городе парень окончил мужскую гимназию, затем поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Однако призванием для него стала сцена, к которой он приобщился, ещё будучи гимназистом.

Творческое «крещение» будущего драматурга и киносценариста состоялось в ржевском театре Павла Семёновича Немирова и театральной студии при нём. Именно в Ржеве Зархи поставил свои первые спектакли и сыграл первые роли. Так, в 1920 году молодой режиссёр, которому на тот момент едва исполнилось двадцать лет (!), самостоятельно поставил драму «Зори» Эмиля Верхарна. Этот спектакль имел грандиозный успех, недаром об этой постановке весьма эмоционально писала пресса.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТАЛАНТА

В то время, когда Натан Абрамович ещё работал в нашем городе, в студии при театре Немирова занимался Фёдор Петрович Седов, в 1919 году возглавивший драматический кружок в клубе им. III Интернационала (он располагался на базе клуба Ржев-1). Спектакли этого коллектива можно было увидеть в течение двух десятков лет, вплоть до 1941 года, и всё это время они пользовались в Ржеве большой популярностью.

Так, театральный коллектив железнодорожников только в 30-е годы ХХ века поставил целый ряд знаковых пьес: М. Горького – «На дне», А. Островского – «Доходное место», «Лес», «Светит да не греет», М. Погодина – «Аристократы», А. Корнейчука –«Максим Кречет», И. Всеволожского – «Знатная жена», Н. Шаповаленко – «Тревожный гудок», В. Гусева – «Слава», Н. Задонского – «День рождения», Ю. Германа – «Сын народа», В. Шкваркина – «Весенний смотр», А. Сысоева – «На перегоне». В начале 1941 года готовились к постановке также пьесы А. Афиногенова «Вторые пути», «Машенька», и не только. Вы только представьте: за четыре года – с 1937-го по 1941-й – драмкружок под руководством Ф.П. Седова поставил 29 (!) пьес и подготовил 120 выступлений на различных городских мероприятиях, которые были организованы профсоюзным комитетом Калининской железной дороги!

Фамилии ржевских артистов-любителей мы смогли установить в архивных статьях газеты «Ржевская правда». Выяснилось, что в самодеятельной труппе в те годы играли актеры О. Седова (кассир клуба им. III Интернационала), А. Кондратьева (комендант желдоручилища №2), Н. Глебович, В. Бордуков и И. Миронов (старший экономист планового отдела Управления железной дороги), Е. Румянцев, Г. Егоров, В. Орехова (техник-нормировщик вагонного участка), М. Кабанова, А. Булах, М. Безобразова, З. Седова, Н. Колпакова, М. Андреева, Н. Кротова, А. Корнеева, Г. Клушенцова и др.

В 1939 году на дорожном смотре театр получил специальную премию. Последним предвоенным спектаклем (март 1941-го) стала пьеса А. Островского «Василиса Мелентьевна», имевшая большой успех и отличные рецензии.

СОВЕТ ПРОЛЕТКУЛЬТА ИНФОРМИРУЕТ

Но вернёмся к биографии Натана Зархи. Интересный документ сохранился в столичном театральном архиве – личное дело мастера, материалы из которого мне любезно предоставила независимый исследователь Марина Коллар, представительница известного ржевского рода Немировых-Колларов.

Из удостоверения, выданного Президиумом Совета Ржевского Пролеткульта инструктору тематической студии пролеткульта тов. Зархи Исааку Абрамовичу 29 сентября 1920 года, следует, что он является «преподавателем ритмики, динамичности, пластики и декламации». Далее следует характеристика молодого специалиста: «Как педагог оказывает огромную пользу делу подготовки рабочих к творчеству в области искусства театра. Товарищ Зархи, примыкающий к школе Станиславского Московской студии Габима, будучи вполне подготовлен к творческой работе по театру, проявил себя энергичным и упорным искателем путей в искусстве режиссуры, в частности, в области импровизации, горения. Тов. Зархи сумел объединить студийцев в единый мощный коллектив, проникнутый единством творческих устремлений и переживаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.