Наш собеседник – Алексей Владиленович Макурин, заведующий отделом образования Ржевского района.
ОБ ИНТЕРНЕТЕ И АВТОРИТЕТЕ
– Алексей Владиленович! На днях состоялась встреча руководителей муниципальных образовательных организаций района с епископом Ржевским и Торопецким Адрианом. Хотелось бы услышать ваши комментарии по этому поводу!
– Встреча состоялась по инициативе управляющего Ржевской епархией, и я как заведующий районным отделом образования был рад в ней участвовать. Это первая встреча епископа Адриана с руководителями образовательных учреждений Ржевского района, и одна из её задач – поближе познакомиться друг с другом, выработав начальную стратегию сотрудничества. Сегодня воспитательный процесс в нашем образовании, пожалуй, – самое слабое звено. Современный учитель, на мой взгляд, уже не имеет того авторитета, каким обладали его предшественники – не важно, в городе или на селе. И не потому, что современные учителя плохие…
– А потому что интернет популярен…
– Совершенно верно. Раньше учитель был единственным источником глубоких, разносторонних, масштабных знаний, но сегодня в интернете можно узнать намного больше. Только не стоит всю ответственность за происходящее перекладывать на «всемирную паутину»! Я к этому отношусь несколько иначе. Часто в аудитории задаю вопрос: что общего между литературным произведением Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Кижами – архитектурным шедевром русского деревянного зодчества, построенным, кстати говоря, без единого гвоздя? И там, и там действует один «главный герой» – топор. Но в одном случае при помощи топора удалось создать шедевр, а в другом – совершить преступление. Интернет – это тоже инструмент. И сегодня, чтобы из интернета сделать шедевр для наших детей, нужно всем хорошо потрудиться. Но, увы, пока это у нас не очень получается… Да, роль учителя радикально меняется, и не всегда он готов работать в новых условиях. Но, с другой стороны, никто ведь нам не мешает иным образом поддержать свой учительский авторитет.
СИЛА СЛОВА
– Может, сейчас вообще время неблагоприятное для любых авторитетов? Не только учителя, но и родители для детей – не столь авторитетны…
– Что ж, расскажу притчу из жизни великого Махатмы Ганди. В его биографии описывается интересный случай. Однажды к Махатме женщина привела своего маленького сына. Проблема была такая: ребёнок слишком много ел сладкого. Смешно, правда? Но в Индии любая мать знает: если её дети в детстве не научились контролировать свой язык – потом он не сможет научиться контролировать желудок, а повзрослев, – и свои желания. Махатма попросил, чтобы они пришли через неделю, и тогда сказал мальчику: «Не ешь больше сладкого». Мать удивилась: «Почему же ты сразу не сказал это?». – «Мне нужна была неделя, чтобы самому понять, что это значит – отказаться от сладкого».
В чём смысл притчи? Многие наши слова не обладают силой воздействия. Почему? Да потому что далеко не всегда то, что мы говорим, совпадает с тем, что мы делаем. Отсюда становится понятным, почему иногда родители, учителя, руководители теряют авторитет. Слова теряют силу, ибо не соответствуют внутреннему содержанию того, кто их произносит.
– Алексей Владиленович, как ваши коллеги отреагировали на то, что услышали на «круглом столе»?
– В ближайшее время со всеми переговорю, но некоторые уже высказали пожелание о проведении цикла таких встреч. Их заинтересовала возможность услышать мнение владыки по определённым темам. Например, епископ Адриан предложил поговорить о любви. Почему бы и нет?
– Разве учителя не говорят с детьми на подобные темы в рамках воспитательного процесса?
– Говорят, наверное, но сила слова у всех разная. Внутри того, кто говорит, любовь должна быть сильной, тогда и слова о любви получит силу. У владыки глаза излучают любовь – так и хочется сказать: «Ваша светлость!». Потому и его слово весомо.
В ПОИСКАХ СМЫСЛА
– Плоды духовной жизни – мир, радость, любовь, долготерпение и так далее. Кстати, на той встрече владыка свернул на духовную проблематику и попытался изложить в отведённые ему 20 минут христианскую философию жизни. Метафора показалась мне очень интересной: если два мыльных пузыря живут друг для друга – какой в этом смысл?
– Думаю, всем нам надо понять, зачем мы пришли в этот мир. Следует задать себе этот вопрос хотя бы раз в жизни. Ведь когда мы получаем наибольшую радость?
– «Радость человеку – благотворительность его», – свидетельствует Священное Писание.
– Да, когда удаётся сделать что-то хорошее для другого – не правда ли? Надо искать радость, хоть и не всегда это получается. Я понимаю так: если ты веруешь, никогда не сможешь причинить зла. Как проверяется вера? Уверенностью в том, что с тобой всё будет нормально. А если боишься, каждый раз «подпрыгиваешь» – это не вера. Если даются испытания – значит, они нам необходимы. Если ты занял конкретное место – значит, там и должен находиться. Не знаю, все ли подчинённые так думают обо мне, но раз уж довелось оказаться в роли заведующего отделом образования – значит, в данный момент времени я должен принести пользу не только себе, но и всем остальным.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.