В фонде исторической экспозиции Ржевского железнодорожного узла немало ценных раритетов, изучение  которых  часто приносит неожиданные открытия. С одной из таких историй мы сегодня и решили поделиться с читателями…


Фотография довоенного вокзала «Ржев-Белорусский» со стороны привокзальной площади даёт нам возможность подробно рассмотреть здание самого вокзала, построенного в едином для Николаевской дороги стиле. Правда, не всё, а его центральную часть из красного кирпича.

Крыльцо с шарами-украшениями, на котором расположились мужчины. Над главным входом с открытой массивной дверью – застеклённое двойной рамой окно, над ним – табличка с указанием входа. Также мы можем рассмотреть правое крыло вокзала. По другим фотографиям мы знаем, что у довоенного здания вокзала станции «Ржев» имелись два симметричных деревянных крыла, но, видимо, внимание фотографа привлекало не само здание вокзала, раз он взял такой ракурс.

Фотография сделана летом, о чём мы можем судить по одежде попавших в кадр ржевитян, листве дальних деревьев, цветам в палисаднике у деревянной части здания и открытым окнам помещений. Палисадник обнесён низким, фигурным, аккуратно покрашенным заборчиком со столбиками, украшенными навершиями, виднеется скамейка под окнами. Приятно удивляет, что наши предки вели ремонт кровли в летний период (нам этот навык, видимо, не передался): к крыше здания приставлены лестницы и лаги для подъёма стройматериалов, а обращённая к нам часть крыши блестит вновь уложенным железом.

Чуть дальше видны станционные постройки, бревенчатые, с навесами. Беседка со стороны перрона – видимо, для отдыха пассажиров, а может, это крытый прилавок для торговли. Эти постройки также отгорожены от площади ухоженным штакетником. Перед вокзалом – участок привокзальной площади. Вот, в общем-то, и всё…

Долгое время так мы и думали, хотя было заметно, что на площади располагались ещё какие-то объекты, но они тщательно замаскированы чьей-то рукой. Что же там? Любопытство, которое можно назвать «исследовательским интересом», возобладало. Использовать растворители мы не решились, думая о сохранности старинного снимка. Кстати, даже год его создания нам неизвестен.

На помощь пришли универсальные влажные салфетки. Аккуратно, едва прикасаясь, мы попробовали потереть поверхность на самом краю заретушированного участка. И, о чудо! Краска очень легко, не повреждая фотослой, стала отходить! А нашим глазам открылись: неизвестная машина, припаркованная у вокзала, которую мы сначала приняли за трактор, двое мужчин, беседующих около неё, и ребенок, стоящий в сторонке. По мере удаления краски (видимо, это была акварель или гуашь), можно уже было рассмотреть саму технику – это оказался каток, за рулём которого сидел машинист.

Теперь стало понятно, почему вдоль заборчика у палисадника и дальше, у штакетника, виднеются неровные кучки какого-то материала. Это щебёнка, которой отсыпают привокзальную площадь, а катком её укатывают и трамбуют. Учитывая наличие такой техники и манеру одеваться, можно предположить, что фотография сделана в 1930-е годы. Видимо, активные работы по ремонту здания вокзала и благоустройству прилегающей площади и заинтересовали неизвестного нам фотографа.

Далёкие довоенные годы, неизвестный нам Ржев, ржевитяне… О той жизни мы можем судить лишь по таким фотографиям, часто безымянным и не датированным. Лично меня на старых фотографиях поражает ухоженность города – во всем чувствуется обустроенность жизни, основательность и порядок, стремление украсить каждый уголок. Старого города не вернуть, но давайте постараемся и новому придать те же черты!

Любовь ПОЯРКОВА.

На снимке: вокзал ст. Ржев-Белорусский, построенный в 1874 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.