Беспрецедентный, масштабный, небывалый – такими эпитетами сопровождался ремонт дорог в Ржеве практически весь 2019-й. И он действительно получился беспрецедентный, я бы даже сказал – фееричный. На носу Новый год, а заявленные объёмы так и не выполнены. Да и на участках, где работы состоялись, можно наблюдать такие отступления от нормативов, что становится совсем невесело. Впрочем, обо всём по порядку.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Для начала напомню: плановым порядком в 2019-м предполагалось отремонтировать 12 дорожных участков, а в связи со строительством Ржевского мемориала в «лайтовом» режиме были заявлены к восстановлению дополнительно ещё 10 улиц. Перечислять их сейчас не имеет смысла – мы делали это неоднократно.
Итак, 22 объекта ремонта. Много? Очень. Список, естественно, был подкорректирован по средствам, и в него, как обычно, вошли не все участки. Это «нормальная» (читай: типичная) ситуация. Но сейчас не об этом. Сейчас – о целях и задачах масштабного, беспрецедентного, небывалого ремонта.
Какие цели преследует ремонт дорог и прилегающих территорий? Хочется думать, это делается для обеспечения беспрепятственного и комфортного передвижения граждан, водителей и пешеходов. Именно для этих целей римляне строили дороги: искусственная дорога твёрдая, что исключает потерю сообщений в распутицу; кроме того, она своим бытием символизирует мощь империи. Задачи ремонта определяются предварительно подготовленными проектами и являют собой натуральный список чисто технических проблем, которые должна решить компания-подрядчик.
Компаний-подрядчиков было несколько. Какие именно – не принципиально. Хотя отдельные граждане требуют имён и фамилий (дабы страна – ну, или родной город – знали своих героев), порой это не играет никакой роли. Как сейчас. Потому что речь о ситуации в целом, а разницы между конторами «Рога и копыта» и «Копыта и рога» на самом деле не так много.
Ситуация на середину декабря такова: с дорожным ремонтом вышла какая-то незадача – он не производился в надлежащем объёме и с надлежащим качеством – в соответствии с техусловиями. Можно было бы разобрать всё конкретно: смотрите, вот ямка, ТУ говорят, что её быть не должно. Да, можно, и я неоднократно так делал. Но на этот раз будем проще, добавив в наше повествование немного постправды.
\
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕМОНТА
Многие центральные улицы в результате ремонта обзавелись… ямами. Казалось бы, это абсурд, но – нет. Ямы в полотне окаймляют колодезные люки, простираясь на расстояние до полуметра вокруг и глубиной от 5 до 15 сантиметров. Ленинградское шоссе, Красноармейская набережная – те места, где во время езды по новой дороге требуется включать режим «спорт» и на ходу обучаться фигурному вождению. На Красноармейской есть такие отверстия, в которых можно оставить диски и другие полезные части автомобиля, если ехать положенные 60 км/час и ненароком «угадать» с траекторией.
По какой-то причине колодезные люки стали камнем преткновения ремонтников. Они попросту не умеют делать так, как надо. Здесь на передний план выходит вопрос профпригодности: а вы в целом понимаете, как должна выглядеть дорога? Если не понимаете или имеются веские возражения – приглашаю метнуться в столицы и посмотреть. Там как-то умудряются и асфальт положить единым полотном, и люки оборудовать точнёхонько на высоте этого полотна. Как? Не думаю, что есть особые секреты, – это не кулинария, любой нормальный инженер решит такую задачу в уме.
Отсюда два следствия: у вас либо нет нормальных инженеров (и тогда мы возвращаемся к вопросу о профпригодности), либо что-то мешает сделать так, как предлагает инженер и здравый смысл. Например, деньги, точнее их отсутствие. Для того чтобы сделать красиво, требуется сначала поднять колодезные люки на необходимую высоту, а уже потом закатывать асфальт. То есть потратить значительно больше времени и собственных средств на материал.
\
ПРЯМОЙ УЩЕРБ ГОРОДУ
Далее следует остановить внимание на отсутствие съездов с тех дорог, которые подверглись заражению вирусом нынешнего ремонта. Их до сих пор нет почти нигде. А это не просто невыполнение обязательств – отфрезерованное полотно, поверх которого должен был лечь новый съезд, значительно тоньше нормальной дороги и, соответственно, пластичнее, что крайне печально. Поскольку под дорогой находится не высокотехнологичное подвижное основание, а обычный щебень, такие участки начинают подвергаться усиленному износу. А в момент, когда автомобиль взбирается на свежее полотно, его колёса оказывают ряд воздействий на его край, что неминуемо приведёт к преждевременному разрушению. Здесь не нужны ни теоретическая механика, ни сопромат, – хватит ньютоновской физики: нарисуйте угол, взбирающееся на него колесо весом в несколько сотен килограммов и прикиньте векторы сил. Таким образом, неисполнение условий, в том числе технических, влечёт за собой прямой материальный ущерб городу.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.