– Вячеслав Владимирович, безусловно, техника стоящая сегодня на вооружении дивизии, весьма сложная, но без личного состава выполнение возложенных на соединение ПВО боевых задач было бы невозможно. Все военнослужащие и каждый из них в отдельности стоят на защите неба и, безусловно, достойны слов благодарности…

– В нашем соединении служат более тысячи офицеров, и всех я, конечно, не перечислю. Однако некоторые фамилии всё-таки назову. На базе соединения уже сформировались воинские династии. Скажем, офицер отделения ЗРВ майор Николай Лактюхин пришёл к нам служить после своего отца – полковника Александра Лактюхина. Сын подполковника Сергея Дрожжина (Сергей Борисович – известный в Ржеве исполнитель авторской песни, победитель конкурсов самого разного уровня) тоже решил пойти по стопам отца и в прошлом году поступил в Военную академию ВКО в Твери.

Несколько слов – о наших ветеранах. Более двадцати лет отдали службе в соединении и сегодня продолжают успешно трудиться уже на гражданских должностях: полковник запаса В.А. Митенков и А.Ф. Фортуна, подполковники запаса В. Н. Латышев, С.А. Безрук, В.Н. Зуев и Г.В. Шишов, майоры запаса М.Г. Пономарёв, А.Н. Ершов, гражданский персонал – в лице С.В. Борбуляк, Р.В. Вахненко, В.Г. Калининой, Л.М. Мироненко и О.В. Овчинниковой.

В субботу, 26 ноября, состоятся торжественные мероприятия по случаю 70-й годовщины Ржевского соединения ПВО – в штабе соединения и на Советской площади. Хочется сказать всем нашим военнослужащим спасибо за добрую службу и поздравить со столь знаменательной датой! Вы сутками находитесь на боевых дежурствах, заступаете в караулы, в любую погоду участвует в учениях и боевых стрельбах. Благодаря вашему труду, небо России сегодня находится под надёжной защитой. Желаю всему личному составу соединения и впредь с честью выполнять поставленные перед нами задачи, профессионального роста, отменного здоровья, семейного благополучия!

НЕДРЕМЛЮЩАЯ СТРАЖА. Впереди нас ждала поездка на пункт управления соединения ПВО, расположенный неподалёку от штаба части. Армейский уазик домчал нас туда в мгновение ока, а пока машина подскакивала на колдобинах «бетонки», заместитель командира радиорелейной роты по воспитательной работе старший лейтенант Андрей Титенкин рассказал нам об особенностях службы в самом «сердце» соединения. А ещё мы пообщались с нашим водителем: как выяснилось, ефрейтор Константин Гусев – ржевитянин, накануне службы в армии (у парня высшее образование) он воспользовался предложением военкомата и на базе местного отделения ДОСААФ совершенно бесплатно получил права категории «С» и одновременно – воинскую специальность. Учебку проходил в Подмосковье, затем рядового перевели в Ржев, так что оставшийся срок службы он проходит в качестве водителя Управления Ржевского соединения ПВО. «Условиями службы доволен, и искренне признателен своим командирам за то, что доверили мне столь ответственную  должность. Через два месяца – домой, но службу в войсках ПВО не забуду никогда!».

Проехав КПП, мы оказались на режимной территории, отгороженной от остального мира колючей проволокой, где и располагается ничем особенно не примечательный пункт управления дивизии – заглублённого типа, надёжно спрятанный под землёй. Прямо перед входом – плац, где каждое утро проходит ритуал заступления на боевое дежурство, – с исполнением гимна РФ.

Несмотря на подземную дислокацию, спускаться никуда не пришлось – наш путь к самому «сердцу» соединения ПВО лежал по крутым железным лестницам всё больше вверх. В разведывательно-информационном центре (РИЦ) пункта управления, где полно карт, схем и компьютеров, производится радиолокационная разведка в приграничной полосе и диспетчерский контроль над всей зоной ответственности соединения ПВО. Сбор информации от подчинённых радиотехнических частей и подразделений, её обработка и передача в зал командования  осуществляется прямо на месте. Начальник РИЦ, подполковник П.А. Иванов рассказал, что сюда поступают данные о передвижении воздушных судов по всей территории ответственности соединения, а это, напомню, ни много – ни мало 940 тысяч кв. км.

Первоначально все самолёты имеют статус «цели», впоследствии, будучи «опознанными», свободно следуют по своим строго определённым маршрутам. Классифицируется буквально каждое воздушное судно – в том числе, принадлежность и воздушная трасса, по которой оно следует; после оценки этой информации даётся добро или запрет на пересечение государственной границы. Любое уклонение от законного пути следования не допускается, а в случае подобного развития событий – немедленно пресекается. Кстати говоря, «заблудившиеся» самолёты в практике РИЦ – совсем не редкость.

Мы поинтересовались у Петра Александровича, сколько воздушных судов мы можем видеть на мониторах одновременно. Как выяснилось – до 300, а в ту минуту, когда мы об этом спрашивали, диспетчеры контролировали движение более 80 самолётов. Ну, а в общей сложности каждые сутки на пункте управления сопровождают до 1800 воздушных судов – в пределах своей зоны ответственности.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.