«Любой успех ребёнка – это радость для всего нашего коллектива, каждая его улыбка – благодарность за наш труд!» – Ирина Милантьева, директор ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Ржева, рассказывает о своих особенных подопечных.


ПРИНЯТИЕ НЕПОХОЖИХ

– Ирина Викторовна! Дети-инвалиды заслуживают ничуть не меньше внимания, чем здоровые. Вам и сотрудникам реабилитационного центра удаётся изменить отношение ржевитян к детям-инвалидам? Существует ли у окружающих правильное понимание того, как эти дети живут, какая им нужна помощь?

– В нашем Центре на учёте состоит 271 ребёнок, 221 имеет инвалидность, 50 – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня у нас много говорят об инклюзии (от inclusion – включение) – процессе реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Но инклюзия – это не только про инвалидов и здоровых людей. Это про принятие непохожих! Когда в обществе научатся принимать всех, не похожих на большинство, инвалидам станет легче жить…

На сегодняшний день действует полноценная программа по правовой и социально-экономической реабилитации инвалидов, но формирующееся десятилетиями отношение к ним общества «перебороть» не так-то просто. «Брезгливо-жалостливо-сочувственное» – примерно такими словами можно описать отношение к детям с ограниченными возможностями среднестатистического обывателя. Но отношение к ним окружающих постепенно меняется. Да и на государственном уровне за последние годы было сделано немало: увеличилось количество доступных объектов, появились интегрированные классы, всё больше детей с инвалидностью выходят на улицу, а не сидят дома.

– Всё это актуально и для Ржева?

– Да, на своём уровне мы научились реагировать на проблемы, возникающие в семьях с детьми, которые нуждаются в особых потребностях. В нашем городе родители «особых» детей сами ощущают положительные изменения в отношении общества к ним и их проблемам. Но суть в том, что многие десятилетия люди с ограниченными возможностями здоровья негласно были отделены от общества. И вот результат: скажем, работники сферы обслуживания, сотрудники тех же кафе или магазинов не знают элементарных вещей – как подойти к ребёнку-инвалиду, как ему помочь, как обслужить. Не знают, например, что коляска – это зона личного пространства, её нельзя задевать, опираться на неё. Ребёнок-аутист, попадая в непривычную обстановку, часто пугается, а персонал думает, что он просто капризничает, плохо себя ведёт. Отсюда и конфликты.

«PROдвижение»

– Ирина Викторовна, социальная политика в Тверской области в отношении детей-инвалидов и семей, где они воспитываются, направлена на их интеграцию в общество, улучшение социального положения, повышение качества жизни. Насколько вам удаётся решать столь непростые задачи?

– При правительстве Тверской области создан и успешно функционирует Координационный совет по вопросам социальной защиты инвалидов (в том числе детей), который помогает в решении таких задач – через выявление конкретных проблем и выработку мер по снижению негативных факторов, влияющих на жизнь детей-инвалидов и ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование их комплексной реабилитации. В тверском регионе среди таких детей преобладают психические расстройства, поэтому перед нами стоит задача провести их реабилитацию и подготовить к самостоятельной жизни, ведь семьи таких ребят, как правило, к этому не готовы.

При финансовом участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и правительства Тверской области в 2022-2023 годах реализован комплекс мер «PROдвижение», который был направлен на поддержку жизненного потенциала семей, воспитывающих особых детей.

– Хотелось бы услышать конкретные примеры, как именно реализован принятый комплекс мер на вашем уровне?

– В нашем Центре организованна работа службы социального проката, которая позволяет семьям получить во временное пользование не только специальные средства адаптации и реабилитации, но также игровое и развивающее оборудование. Наши специалисты обучают родителей, как пользоваться таким оборудованием, какие занятия на нём проводить, причём подходят к каждому ребёнку индивидуально.

В Центре открыта группа по социально-бытовой ориентации «Призвание». Учебный центр «Весёлый стежок» (швейная мастерская) позволяет ребятишкам расширить кругозор, развить творческие и познавательные способности, овладеть новыми знаниями и навыками. Также организована работа двух групп кратковременного ухода и присмотра «Выручалочка», где детям оказывают психолого-педагогическую помощь, а их родителям помогают решать повседневные задачи.

Помимо прочего, на нашей базе организована работа колл-центров и онлайн-чатов по обучению и консультированию семей, воспитывающих детей-инвалидов. Специалистами Центра разработана программа «Школа компетентного родителя». Открыт центр помощи семьям «Вместе мы сможем больше!», цель которого – просвещение и обучение родителей практическим навыкам, технологиям и методам ухода, реабилитации и абилитации детей-инвалидов. На базе групп раннего развития «Кенгуру» продолжают работу социальные ясли «Первые шаги» (для ребятишек от 1 года до 3 лет).

В рамках реализации мероприятий комплекса мер наши специалисты повысили свои профессиональные компетенции.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

– Какие технологии сегодня получили развитие в вашем Центре?

– У нас работают две группы дневного пребывания детей-инвалидов (на 10 мест каждая). С ними занимаются воспитатели, психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы лечебной физкультуры и другие специалисты, при этом родители также имеют возможность трудоустроиться в наш Центр.

На учёте у нас также состоят дети-инвалиды, имеющие тяжелые множественные нарушения в развитии (ТМНР), которые в силу своих заболеваний не имеют возможность посещать реабилитационный центр. Для оказания помощи таким ребятишкам была внедрена новая технология «Домашний микрореабилитационный центр», которая позволяет получать соответствующие услуги в домашних условиях – в рамках индивидуальной программы реабилитации и абилитации.

Продолжают работать фотостудия, компьютерный класс, кружки ландшафтного дизайна, по социально-бытовой ориентации, шахматно-шашечная секция «Е2-Е2», «Здоровейка».

Конечно, без слаженной работы коллектива невозможно достичь высоких результатов. Все перечисленные выше технологии работают и развиваются только благодаря высокому профессионализму наших специалистов, педагогов, руководства и обслуживающего персонала. Пользуясь случаем, хочу выразить каждому сотруднику благодарность за тот вклад, который они вносят в общее дело.

– Поделитесь творческими успехами своих подопечных?

– Конечно! Любое творчество для ребёнка – больше процесс, чем результат, и я не устану повторять, что дети с ограниченными возможностями так же талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Это доказывают победы наших воспитанников в конкурсах, фестивалях, на выставках и спартакиадах.

Так, прошлый год наши воспитанники завершили активным участием в муниципальном конкурсе «Ёлочная игрушка», организованном сотрудниками Центральной библиотеки им. А.Н. Островского. Члены жюри высоко оценили работы наших ребят, более того, Юлия Комарова заняла I место. Традиционно воспитанники Центра участвуют в городском конкурсе детско-юношеского творчества «Свет Рождественской звезды», по итогам участия в котором в 2024-м Виктория Титова заняла II место. Традицией стало ежегодное участие наших детей и в епархиальной выставке «Праздник Праздников и Торжество из Торжеств», и в конкурсе «Пасхальная открытка». Наши дети были отмечены грамотами, благодарственными письмами, памятными подарками, а Данила Арсеньев стал призёром.

Воспитанники Центра ежегодно принимают активное участие в одном из самых масштабных инклюзивных проектов страны – конкурсе искусств «Особые таланты» и в открытом городском фестивале творчества инвалидов «Мы равные – мы, как все!». Этой осенью в г. Нелидово состоялся зональный этап областного интегрированного фестиваля творчества «Путь к успеху», на котором наш округ представляли воспитанники Центра Александр Кирпитнев (номинация «Авторы земли Тверской»), а также Мария и Александра Васильевы (Номинация «Зажигательные танцы земли тверской»).

Ребятишки, посещающие Центр, принимали участие и в фотоконкурсе «Это всё о нём, о городе моём!» (в рамках XXI Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной научно-практической конференции «Пастырь добрый-2024» – «Малая Родина – сила России»), и не безрезультатно. Первое место заняли Семён Малыгин (работа «Красота в нашей вере») и Павел Розов («Берёзовая Русь»). На муниципальном этапе епархиального конкурса призёрами стали Вероника Шарапова, София Васильева и Алиса Усманова.

Наши воспитанники проявили себя на Втором областном инклюзивном фестивале «Клюзик собирает друзей» среди детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. От нашего Центра в нём участвовали Василиса Щёголева и Андрей Образцов (номинация «Художественное слово»), а также групповая работа кружка «Умелые ручки» («Инклюзивное декоративно-прикладное творчество»). Дипломом лауреата I степени был награждён Андрей Образцов (руководитель – Ольга Попкова). Второй год подряд наш реабилитационный центр принимает участие во Всероссийском конкурсе творческих работ школьников, студентов и молодёжи «Моя семейная реликвия». На региональном этапе работа Александры Филиновой (воспитатель Марина Рубанова) заняла I место и была направлена на всероссийский этап.

Наши ребята не остаются в стороне и от спортивных мероприятий, ежегодно принимая участие в соревнованиях по гребле на лодках класса «Дракон» на гребной базе реки Тверца и спартакиадах, проводимых в Ржевском муниципальном округе.

«БЕЛЫЙ ЦВЕТОК-2024»

– Можно только гордиться такими воспитанниками! Кстати, как поживают очередные участники благотворительной акции «Белый цветок»?

– По инициативе Ржевской епархии в рамках городских мероприятий проводится праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок». Нам удалось объединить ржевитян вокруг общего дела и помочь семьям, которые действительно в этом нуждались. В этом году участниками акции стали два воспитанника реабилитационного центра, которые имеют серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата: для Василисы Щёголевой был приобретён велотренажёр, Андрею Зиницыну вручили кресло-коляску.

Благодаря акции «Белый цветок», за 8 лет 15 детей с ограниченными возможностями здоровья получили оздоровительные процедуры, для них было приобретено дорогостоящее реабилитационное оборудование. Важный момент акции состоит в том, что эта помощь адресная – реабилитационное оборудование мы подбираем по потребностям конкретного ребёнка. Огромную благодарность от нашего коллектива и родителей ребят хочется выразить Ржевской епархии – за организацию и проведение акции, учреждениям культуры и образования – за активное в ней участие. Как и всем ржевитянам, руководителям и сотрудникам предприятий и организаций, всем тем, кто принял участие в сборе средств.

ПОМОГАТЬ БЕЗ ОГЛЯДКИ

– Ирина Викторовна, антиподы существуют для того, чтобы показать точку отсчёта, систему координат и ценностей. Для понимания, что такое добро, существует зло; чтобы помнили, что такое счастье, существует горе. Чтобы ценили жизнь и здоровье, есть в этом мире инвалиды. И всё-таки я вас спросить хочу: в чём смысл их существования, особенно детей?

– Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон жизни общества – от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь таким детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. К сожалению, число детей-инвалидов растёт с каждым годом. Понятно, что любой родитель мечтает о том, что со временем его ребёнок выздоровеет. Но, в конце концов, приходит осознание того, что он просто другой, особенный, не такой, как все. И это надо просто принять и жить дальше. Некоторые родители детей-инвалидов страдают сами и зачастую тем самым просто-напросто учат страдать своего ребёнка. На самом деле зачастую вовсе не болезнь заставляет деток чувствовать себя неполноценными, а отношение к его болезни окружающих.

«Особые» дети нужны нашему миру, как и каждый человек, который появляется на свет. Они не позволяют нам зачерстветь душой, учат сопереживать и помогать ближнему, нуждающемуся в нашем внимании. Помогать, не задумываясь, без оглядки, ничего не ожидая взамен. Они дают нам возможность оставаться людьми и не забывать о том, как всё хрупко в этом мире! А раз они здесь, рядом с нами, такие, какие есть, – им надо жить, творить, любить! И непременно быть любимыми!

– Благодарю вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото из личного архива.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.