– Для нас это очень ценная находка, практически равносильная медальону, – заключил Сергей Асташов. – Мы ищем не для того, чтобы просто найти. Нам следует идентифицировать человека и вернуть его домой, родственникам, которые помнят его и, быть может, ждут до сих пор.

\

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКИПАЖА

Поисковый отряд «Память 29-й армии», бойцы которого сумели обнаружить крупные фрагменты бомбардировщика «Пе-2» в лесу близ д. Медведево и поднять его двигатели, отчитался об успешном установлении личности членов экипажа. Так завершилась история длиной в пять лет: первые фрагменты самолёта ржевские поисковики обнаружили ещё осенью 2014 года.

– Найти их было, с одной стороны, непросто – лес огромен; с другой, зная примерное местоположение (по рассказам свидетелей и местных жителей, а также архивным данным), — вполне возможно. Лес в том месте «пищит». Металлодетектор издаёт характерный звук, сообщающий о наличии металла на глубине, практически за 200 метров от воронки, — рассказал начальник экспедиции РВИО Сергей Баринов.

«Пе-2» – большой самолет, вооружённый достаточно тяжело, нёсший на борту авиабомбы. При крушении тяжёлые двигатели глубоко уходят в землю, разрывая машину на мелкие фрагменты. Как говорят поисковики из отряда «Память 29-й армии», скорее всего, уже под землёй произошёл ещё и взрыв одной из авиабомб. Поэтому все осколки вылетели вверх и оказались рассеяны по территории радиусом 200-250 метров. После войны местные жители подобрали полезный металл, лежавший на поверхности, всё остальное затянуло в глубину.

Тогда же, 26 сентября 2014-го, были обнаружены и останки одного из членов экипажа. Достоверно установить его личность на тот момент было сложно. В самолёте наверняка находились несколько человек. Чтобы понять, сколько именно, нужно было найти номера двигателей. Двигатели и стали целью раскопок в июне 2019-го. Их нашли на глубине пяти метров. Один оказался в ужасном состоянии: в сохранности осталась только пара цилиндров. Второму повезло больше: он сохранил целостность процентов на девяносто.

– Нам помогли отмыть двигатели в лагере экспедиции, и номера были установлены, – рассказывает командир отряда «Память 29-й армии» Сергеи Петухов. – Дальше последовала рутинная поисковая работа: сделав ряд запросов, мы получили выписку из архива. Ведь главное – не найти очередной самолет: у нас не спорт, а поиск. Главное – мы второго лётчика нашли! Второй летчик был обнаружен в шестидесяти метрах от воронки, образовавшейся в результате крушения и взрыва. При нём нашли части лётного снаряжения, карабины, остатки парашютной оснастки. Сомнений уже не осталось: личности будут установлены. Из архива пришла информация, окончательно Убедившая поисковиков в том, что их работа завершена: «18.8.1942 не вернулся с боевого задания самолёт Пе-2 11-го ОРАП №11/90 с моторами Но 22-489. Экипаж: Мошкин-Ершов-Локота… Связался в 6:05. Пилот Мошкин Иван Тимофеевич, сержант, 1922, освобождён из плена в 1945-м. Штурман Ершов Леонид Васильевич, ст. сержант, 1919, пропал без вести. Стрелок Локота Николай Васильевич, ст. сержант, 1915, пропал без вести».

– Это очень волнительный для нас момент, – говорит Сергей Петухов. – Мы уже общались с родственниками лётчиков пять лет назад, но на тот момент у нас не было уверенности, что нашли именно этот самолёт с экипажем. Теперь же сомнений нет – это Локота и Ершов. Осталось только сообщить близким, что их надежды не обманулись. Вот они, на фотографиях. Старший сержант Николай Локота, совсем молодой. Именно таким его и запомнили – подтянутым, аккуратным, с серьёзным взглядом. Он не состарился – так и канул в вечность, полный сил и надежд, с огромным желанием жить. И оставался пропавшим без вести 77 лет – как и его товарищ, однополчанин Леонид Ершов. На выпускном снимке он в дальнем ряду, крайний справа.

Благодаря поисковой работе солдаты, судьба которых оставалась неясной десятки лет, находят, наконец, покой, которого достойны. Это стоит всех потраченных усилий и средств.

 

Вадим АФАНАСЬЕВ. Фото автора и Виктора Вытольского

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.