Как мы уже сообщали, победителем конкурса на лучший паблик-арт в Ржеве стала сотрудница Московского архитектурного бюро и студентка магистратуры МАРХИ Анна Шмакова – с проектом «Не попасть в просак». На заседании конкурсной комиссии предварительным порядком было принято решение разместить этот объект на территории, примыкающей к дому купца Сафронова (на бывшей Большой Спасской площади, впоследствии – Коммуны). И такой вариант вполне соотносится с общей идеей, в своё время озвученной главой округа Романом Крыловым, – вернуть ул. Грацинского дух старинной ржевской улочки.


В частности, есть планы вокруг памятника Сеславину восстановить мостовую, изыскать средства на реставрацию старого здания поликлиники, восстановить на ул. Грацинского исторические здания (по старым фотографиям) – взамен снесённых, навести порядок на пл. Коммуны, 5, где в своё время располагались конюшни, – место притяжения туристов. А теперь появилась идея разместить на этом участке и новый паблик-арт.

Вот как рассказывает о своём проекте сама Анна:

– Участие в конкурсе стало для меня неожиданным и интересным опытом. Идея привлекательности малых городов всегда была мне близка. Здорово, что на местах поднимают такие темы, заботятся о состоянии окружающего пространства, привлекают средства на благоустройство, ведь в результате у городов появляются запоминающиеся, индивидуальные черты, формирующие их неповторимый облик.

Начиная работу, я мало что знала о Ржеве. Идея для арт-объекта возникла в процессе исследования истории города. Я искала, с чем он ассоциируется, как живёт, о чём хочет помнить. И в процессе обнаружила, что распространённое выражение «попасть впросак» – родом из Ржева. Ведь «просак» – это верёвочный стан, а Ржев раньше был центром по производству верёвок и канатов. Достаточно сказать, что на ржевских верёвках в то время держался весь Российский флот! Поэтому буквально на каждой улочке здесь стояли верёвочные станы, просаки, в которых легко можно было запутаться…

«Эти станы представляли собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они и скручивались, – писал ржевский краевед Владимир Рыбкин. – Причём просаки кочевали с улицы на улицу – их постоянно переносили. В небольших дворах они занимали много места, а вот на улицах прядильщики чувствовали себя свободнее. Крутилась верёвка с такой скоростью, что, если бы не кожаные рукавицы на руках рабочих, они стирали бы руки в кровь. Немудрено, что прохожие-зеваки зачастую оказывались втянутыми в верёвочное производство в прямом смысле этого слова.

Особо любопытные лишались не только одежды, но и бороды. А оставшийся рубец на подбородке всю жизнь напоминал о том, что нужно смотреть по сторонам. Если в стан попадал подол кафтана или рубахи, то весь нижний край одежды отрывало напрочь. Пострадавшие моментально становились объектом насмешек. Ведь только невнимательный человек мог не заметить мини-заводика на своём пути. Отсюда и пошло известное сегодня выражение «попасть впросак».

Эта история и вдохновила меня на создание арт-объекта. Он сам начал вырисовываться у меня в голове – хотелось передать не буквальный, а метафорический облик и ощущение технического устройства, поэтому акцент был сделан на шестерёнках, которые приводят в движение верёвки, закручивающиеся в канат.

Это очень важно – сохранять историческую память народа. Хочется, чтобы мы не были оторваны от своих корней. А различные раритеты, старинные предметы и механизмы являются теми мостиками, которые связывают нас с прошлым. Спасибо организаторам конкурса за интересный опыт! Мне было очень приятно, когда я узнала, что мой проект реализуют в древнем Ржеве! Надеюсь, он хорошо впишется в городское пространство и подтолкнёт ржевитян и гостей города больше узнать о его прошлом!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.