К   500-летию   памяти   преподобного  Владимира Белопесоцкого.


РОДОМ ИЗ РЖЕВА

Великий пастырь – преподобный Владимир (Белопесоцкий), в миру Василий (около 1450-1522), – родился в Ржеве. В синодике (помяннике) Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645-м, был описан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имён. Согласно монастырской летописи 1868 года, которая была составлена на основе документов из Троице-Сергиевой лавры, Василий происходил из родовитой ржевской семьи «меньших и славных бояр».

Предполагаем, что первоначально он пытался состояться на военном поприще, поскольку служил воеводой. Как отмечают источники, «преподобный Владимир, будучи знатного происхождения, не мог не получить в юности военных знаний и навыков. В те времена боярские дети принимали участие в боевых походах, владели оружием и знаниями по специфике крепостной архитектуры».

Будущий пастырь свой выбор сделал в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском мужском монастыре (Новгород). Именно там он принял монашеский постриг.

ДРЕВНИЕ СВЯЗИ

На земле древней Новгородчины Василий, вероятно, оказался далеко не случайно. Ржев и Новгород на протяжении длительного времени связывали крепкие отношения. Исторические документы подтверждают, что духовное управление ржевскими землями довольно долго осуществлялось из Новгорода. Недаром в нашем краю испокон веков особенно почитали Животворящий Крест и одноимённую икону, которая в обязательном порядке находилась в каждом ржевском храме. Это был старинный сосновый новгородский крест с распятием, рубленный топором, и, по преданию, принесённый в Ржев ещё в XIII веке из Новгорода. Крест был украшен золотом, серебром и жемчугом. На нём имелась шифрованная надпись, которую так и не удалось прочесть (по крайней мере, этот факт не был зафиксирован документально).

Ежегодно 14 сентября в Ржевском Христорождественском храме, где сберегался крест, при огромном стечении народа отправлялась большая служба. В иные дни доступ к святыне был ограничен (её хранили в специальной часовне). Настоящий крест-подлинник до событий 1917 года находился в Христорождественском храме, его дальнейшая судьба неизвестна.

Есть и другие примеры связей Ржева и Новгорода. Именно в Великий Новгород, когда Ржев захватили литовские полчища, была отправлена на сохранение великая святыня – икона Оковецко-Ржевской Божией Матери. Она находилась в церкви Успения Пресвятой Богородицы, на торговой стороне, вплоть до 1667 года и находилась в великом уважении. Из древнего рукописного устава Новгородского Софийского собора известно, что в день её почитания 11/24 июля из новгородский владыка и духовенство совершали крестный ход в Успенскую церковь. А в честь торжественного возвращения святыни в наш город ежегодно 12 декабря (вплоть до начала ХХ века) в местных храмах проходили службы.

Памятником пребывания в Новгороде Ржевско-Оковецкой иконы долгое время оставался список с этой чудотворной иконы, который, как сообщила главный хранитель Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Юлия Коломыцева, в настоящее время не сохранился.

НА ПУТИ К СВЯТОСТИ

Но вернёмся к рассказу о нашем земляке. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский мужской монастырь, начиная с XV века, являлся одним из центров церковной и политической жизни не только Новгородской земли, но и всей Руси великой. Он находится в семи километрах от Новгорода и действует по сей день (уже как женский монастырь). Дата его постройки – 1192 год.

А в 1532-м Василий III дал монастырю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только великий князь, в духовных – новгородский архиепископ, и освободил обитель от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (теперь г. Старая Русса). Согласно писцовым книгам XVI века, монастырю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе (соль являлась одним из стратегических запасов), рыбные ловли в Волхове, Онежском озере. В благоустройство монастыря делали вклады: царь Иоанн IV, В. Оболенский (покров с изображением прп. Варлаама), другие исторические деятели..

В XIII-XVI веках монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. В архивах и сегодня сохранились отдельные древние манускрипты из этого собрания. Сам монастырь в XV веке представлял собой уникальный архитектурный ансамбль. Несмотря на то, что после присоединения в 1478-м Новгорода к Москве обитель утратила часть имений, она оставалась одной из богатейших в Новгородской епархии.

Расцвет монастыря связан с покровительством великого князя Василия III (1479-1533), особо почитавшего прп. Варлаама (перед кончиной он принял схиму с именем Варлаам). Существует предположение, что отец князя Василия III – Иоанн III (1440-1505) – стал своего рода «крестным отцом» для ржевитянина, будущего прп. Владимира Белопесоцкого, разглядев в насельнике Варлаамо-Хутынского монастыря большие светские и духовные возможности. И есть все основания полагать, что именно его как практичного и опытного в военном деле человека он назначил служить на южных рубежах Московии, под Каширой, где осуществлялось строительство пограничных военных крепостных фортификаций (в этом месте тогда проходила «засечная черта» княжества).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.