– Собранный исторический фонд гораздо богаче, чем представленный в экспозиции?

– Да, экспозиция будет постоянно обновляться: хочется показать людям максимум экспонатов, которыми мы располагаем. Моя мечта – сделать ещё один зал, посвящённый восприятию железной дороги пассажирами. Ведь обычный человек знакомится с железной дорогой через вокзал, поездки и путешествия. Мы ещё маленькие, а нас родители уже куда-то везут, и эти впечатления детства запоминаются на всю жизнь…

ОСКОЛОК ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

– Кстати, и сам вокзал Ржев-Балтийский – уникальный экспонат для экскурсионной программы.

– Да, предмет исследования и любования. Признанный памятником, он нуждается в ежедневной заботе. В этом смысле вокзалу очень повезло с начальником. В 2010 году Надежда Васильевна Кудрявцева приняла огромное вокзальное хозяйство, и с тех пор она – не только гостеприимная хозяйка для всех пассажиров, прибывающих в наш город и покидающих его на поездах. Надежда Васильевна – инициатор всех творческих проектов, которые сделали вокзал настоящим центром культурной жизни Ржева. Многие ржевитяне помнят о Зимнем бале 2019 года и других танцевальных вечерах, проходивших в величественных интерьерах вокзала. Успех мероприятий – заслуга Надежды Васильевны и её коллег, неравнодушных и творческих людей, работающих в Октябрьской дирекции пассажирских обустройств. Именно энтузиазм и любовь к своей профессии, уважение к коллегам стали одним из «двигателей» в проведённой работе по обновлению исторической экспозиции, которая сегодня является органичной частью пассажирского здания.

В будущем экскурсия для гостей Ржева будет начинаться со знакомства со зданием самого вокзала, который имеет уникальную историю. Первое деревянное одноэтажное здание построили в 1901 году, к открытию Московско-Виндавской железной дороги. Во время войны вокзал, как и большинство зданий, прилегающих к железной дороге, был уничтожен. Новый вокзал построили в характерном для того времени архитектурном стиле, ставшем символом процветания и мощи Советского Союза, – советском монументальном классицизме, известном также как «сталинский ампир». Его торжественно открыли 6 ноября 1952 года. «Сталинский ампир» олицетворял собой нерушимость, мощь Советского Союза и его активное восстановление, что было особенно актуально для города, который большей частью лежал в руинах, а ржевитяне только начали переселяться из землянок в нормальное жильё. Не удивительно, что вокзал, построенный по заказу Министерства путей сообщения СССР, воспринимался как символ торжествующей Победы.

В послевоенном Союзе были разработаны несколько типовых проектов вокзалов разного класса, в том числе самого высокого, I класса («Ржев-II» по своему значению относится именно к нему).Первоначальный проект вокзала станции «Ржев-II» был разработан Центральной архитектурной мастерской Союзтранспорта МПС СССР (автор – архитектор Н.Д. Панченко). Думаю, всех, кто посетит наш вокзал, ждёт очень много открытий, эмоций и впечатлений!

ОТ ОМСКА ДО КАЛИНИНГРАДА

– Хотя официальное открытие экспозиции состоится в сентябре, уже сейчас чувствуется очень тёплый отклик посетителей…

– Очень радует реакция людей, которые уже познакомились с нашими экспонатами. В журнале учёта посещений фиксируется, откуда прибыли экскурсанты. Только за последние две недели у нас побывали жители Москвы, Петербурга, Омска, Великого и Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Калининграда. Были туристы из Германии, Финляндии, Молдовы, Казахстана. Как правило, люди в путешествии не только впитывают дорожные впечатления, но и сами охотно ими делятся – это может стать отдельной темой рассказа.

Что же касается ржевитян – мы приглашаем всех принять участие в расширении и пополнении экспозиции! Фотографии с производственных мероприятий, субботников, праздников, награждений, которые хранят воспоминания о близких людях, мы примем с благодарностью. Память о тружениках и их трудовом пути будет сохранена в музее. Также призываем приносить различные предметы труда и быта железнодорожников. Конечно, в планах подразделения – тесное сотрудничество с железнодорожными предприятиями узла, советами ветеранов и профсоюзными организациями.

НЕСТАНДАРТНЫЙ МУЗЕЙ

– Да, экспозиция корпоративного музея – живая память об отрасли, истории технического прогресса, а с другой стороны – память о людях.

– Конечно! В нашей жизни часто встречается такое сплетение историй, что нарочно не придумаешь. Казалось бы, что общего между советской художницей Рошаль (Р.И. Наталова, советский художник, член СХР, кавалер ордена Отвечественной войны II степени), которая делала карандашные рисунки для журнала «Работница» в 1979 году, и музеем Ржевского узла? Основателем музея стала Таисия Михайловна Ярома, которая воевала вместе с художницей!

С одной стороны, экспозиция посвящена истории Ржевского железнодорожного узла, с другой, это нестандартный музей человеческих судеб. Надеемся, что после его посещения люди смогут воспринимать железную дорогу не только как утилитарное транспортное предприятие, но и как объект, имеющий историческое и эстетическое содержание, тесно связанный с историей и культурой – Ржева, региона, всей нашей страны! Приглашаем читателей познакомиться с железнодорожной страницей в истории нашего города и открыть её для себя с новой стороны!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.