В конце учебного года в Ржевском районе возникла коллизия, связанная с оптимизацией образовательных учреждений. Суть дела такова: в сельском поселении «Медведево» на расстоянии 13 километров друг от друга находятся две школы – Медведевская и Артёмовская. Медведевскую посещают 12 учеников, Артёмовскую – 23 учащихся и один ребёнок с ограниченными возможностями.

В Медведеве из-за малой наполняемости учреждения образования одного педагога начальной школы пришлось сократить. И хотя учительница достигла возраста выхода на пенсию по выслуге, в отделе образования её обещали при первой возможности трудоустроить. И место через некоторое время действительно нашли – в Звягине. Педагог с этим предложением согласилась, ради неё был изменён маршрут движения автобуса, и Елена Смирнова заодно стала сопровождающей детей в дороге.

Для понимания: Медведевскую школу (в том числе дошкольную группу) посещают не только медведевские ребятишки – туда доставляют ещё и детей из деревни Пятницкое. А в конце прошлого года родители, проживающие в этом населённом пункте, ходатайствовали о приёме своих детей в дошкольную группу в п. Есинка. Стало понятно, что учеников в Медведевской школе остаётся минимум. В итоге было принято решение организовать встречи с родителями и педагогами. Общение с педагогическим коллективом состоялось 5 апреля по их просьбе. Позже прошла встреча с родителями школьников из д. Медведево. На неё пришли более 35 человек, причём большинство из них – люди, никакого отношения к школе не имеющие, чьи-то знакомые или родственники, городские жители, блогеры и журналисты, депутаты районного Собрания депутатов. Руководитель отдела образования Алексей Макурин озвучил позицию руководства района. Она такова.
Вместе с дошкольной группой в Медведевской школе значатся 16 обучающихся. На них в общей сложности приходится 20 педагогов и обслуживающего персонала. В Артёмове на 24 учащихся – 21 человек персонала. От Медведева до Артёмова – 14 минут езды на автобусе, до Есинки – 13 минут.

Педагоги хотели объединения с Есинкой, и с ними встретилась директор школы Надежда Бусыгина. После всех разговоров и пояснений выдвинувшая себя в качестве попечителей сферы образования группа активистов заявила, что в принципе её представители согласны с тем, что содержать две школы по соседству при малой наполняемости, по меньшей мере, нерационально. Но предложение их таково – наоборот, переместить учителей и учащихся из Артёмова в Медведево. Впрочем, даже они согласны с тем, что окончательное решение всё же остаётся за главой Ржевского района


КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ: СМОТРЕТЬ РЕАЛЬНОСТИ В ЛИЦО

Процессы на селе идут непростые, и, что немаловажно, носят глобальный характер. Отток населения из деревни не прекращается, тем более что два центра притяжения – Тверь и Москва – находятся на расстоянии 120 и 240 километров. Деревни наши в большинстве своём не газифицированы, да и стоимость газификации зачастую неподъёмная. Я насчитал, что в период с 1953 на нашей территории были закрыты 52 школы, причём 42 из них – в годы советской власти. Так что оптимизация – далеко не порождение последних лет, всё началось гораздо раньше и происходило по объективным причинам. Поэтому я считаю это некорректным – обвинять власть в том, что мы не в силах изменить.  Оценивая сложившуюся ситуацию, нельзя уходить от конкретного решения. Ведь, помимо того, что на конец 2018 года в Медведеве обучались всего 12 человек, там среди родителей началось некое движение. Они и их дети, проживающие в деревне Пятницкое, захотели учиться в Чертолине, а двое родителей пожелали, чтобы их детей перевели в Есинку, и обратились с такой просьбой к директору школы.

Мы стараемся беречь чувство самоуважения учителей – с одной стороны. Но с другой, отдаём себе отчёт в том, что нынешние требования к выпускникам школы достаточно высоки, ведь они в дальнейшем продолжат обучение. А для этого с детьми должны работать специалисты-предметники, а не универсалы, которые ведут уроки сразу по нескольким предметам. У нас есть прекрасные примеры такой высокопрофессиональной работы в Есинской и Трубинской школах, где дети учатся в губернаторских классах. И наша задача – не опускать уровень образования для отдельных детей, а сделать так, чтобы они могли получать полноценный объём знаний.  Сейчас требования к выпускникам таковы, что они обязаны изучать два иностранных языка. А как это возможно обеспечить в Медведевской школе? Да никак. В результате, того и гляди, дети останутся без аттестата. Разумеется, мы не можем этого допустить.
Поднятый на встрече с родителями шум – людьми, которых никто не приглашал и толком не знает, считаю попыткой завести дело в тупик, а также стремлением получить политические дивиденды. И таких людей, и такие методы лично я нахожу весьма сомнительными. Вводить в заблуждение граждан, поливать грязью власть, которая уж точно не меньше этих неведомых личностей заинтересована в благополучном и эффективном разрешении проблемы, – дело не только некрасивое в моральном плане, но и бесперспективное.  Истина же такова (говорю это для тех, кто хочет объективно во всём разобраться, а не довольствоваться взятыми с потолка, огульными обвинениями). Среднегодовой размер затрат на одного ученика по району составляет 159 тыс. 820 рублей, а по Медведеву – 307 тыс. 980 рублей, то есть в два раза больше. Получается, что мы вынуждены недодавать материальное обеспечение другим школам (в частности, Есинской) – для того, чтобы содержать Медведевскую. Тем более что не надо забывать: у нас существует подушевое финансирование, где чётко обозначены нормативы наполняемости классов. По образовательной сфере у нас дефицит бюджета составляет 9 млн. рублей, и с этим надо что-то делать. И уж точно содержать школу, в которой практически не остаётся учеников, – значит, неэффективно тратить и так небольшие средства.
Мы согласовали присоединение Медведевской школы к Артёмовской, где в настоящее время обучаются 24 ребёнка. Окончательное решение будет принято в период с 15 мая по 1 июня. Есть идея сохранить в Медведеве дошкольную группу и начальную школу, предположительно они будут переданы в подчинение Есинской школы. Будет решён вопрос и с трудоустройством людей. Сложные процессы присоединения идут также в некоторых других школах, поэтому и там нам предстоит принимать непростые, но необходимые решения.
Завершить хотел бы моральной стороной вопроса. В интернет-сообществе в очередной раз развёрнута бесцельная, никому не нужная склока, весьма далёкая от реального понимания и тем более умного решения вопроса. Мы всегда готовы к прямому, заинтересованному разговору, и таковой состоялся у нас с депутатами. И хотя он был непростым — полагаю, что ещё и полезным, причём для обеих сторон. Все депутаты высказали свои аргументы и соображения, в итоге какой-то компромисс был найден.  Что бы мы ни думали, какие бы лозунги ни произносили, нам всё равно придётся смотреть в лицо реальности. И принимать решения в соответствии с этой реальностью, а не высокими мечтами. Крепко стоять на земле ногами – это верный и очень надёжный подход к решению любой проблемы. Так мы и будем действовать, невзирая на посторонний шум.
Валерий РУМЯНЦЕВ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.