У каждого в жизни бывают ситуации (как правило, конфликтные), когда сложно судить о мотивах и правильности поступков сторон. Если работаешь журналистом, количество подобных ситуаций возрастает в разы. И порой действительно невозможно в полной мере оценить причины тех или иных действий, поэтому остаётся лишь судить о последствиях. Насколько объективным является такой подход? На первый взгляд, не слишком. С другой стороны, отрицательные черты, которые есть в каждом человеке, проявляются исключительно в наших поступках. Если мы не проявляем этих качеств, то и говорить об их наличии не имеет смысла. Вот и получается: очевидные последствия этих поступков дают некое представление о качествах, благодаря которым они проявились. Таким образом и появляется возможность судить о причинах.

«О, спорт, ты – мир!». Легендарная фраза Пьера де Кубертена из его «Оды спорту» настолько широка и глубока, что вертеть её смыслами можно в совершенно любых направлениях. Для молодёжи, только совершающей первые шаги на спортивном поприще, это действительно – целый новый мир. И то, каким он станет, какие черты приобретёт, – зависит не только от молодых спортсменов. На этом этапе, в самом начале рассмотрения конкретной ситуации, нужно задать себе вопрос: а есть ли проблема вообще? Каждый из нас может легко проверить наличную сторону проблемы, просто «примерив» её на себя. Попробуйте сделать это прямо сейчас, задав себе вопрос: вы хотите, чтобы ваши дети – вместо того, чтобы заниматься тем или иным видом спорта, оказались втянуты в непонятные дрязги взрослых людей; чтобы лишние люди мешали планомерному развитию и улучшению результатов; чтобы конфликт напрямую тормозил тренировочный процесс? Я полагаю – нет. Получается, что проблема действительно существует. Более того, из этого, казалось бы, небольшого мыслительного эксперимента можно сделать вполне конкретные выводы. И мы обязательно их сделаем, но позже. А пока – обо всём по порядку.


ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ

В октябре 2013 года в связи с реорганизацией Тверской СДЮСШОР имени Олимпийского чемпиона В.А. Капитонова ржевское отделение школы перестало существовать. Скорее всего, навсегда, потому как до сих пор его в Ржеве нет. Спортивную секцию, потерявшую статус, было решено передать в муниципалитет. Это из разряда «продаётся земля с крестьянами». Город, по всему видно, не слишком жаждал такого внезапного обременения, поэтому занимался велоспортом, спустя рукава. В результате тренера Александра Смирнова приняли на работу в КС ДЮСШОР №1 города Ржева в том же качестве только в декабре 2013-го. Точнее, в декабре было принято решение Гордумы о назначении, а фактически тренер приступил к выполнению своих обязанностей только с января 2014-го. Правда, при переводе «земли с крестьянами» возникла «оказия», да не одна. Как-то так получилось, что все воспитанники тогдашней школы Капитонова (а многие ребята занимались по несколько лет), вдруг перешли из своих групп в совершенно другие. Тренировочный процесс – занятие, которое заметно растянуто во времени. На годы. Это отражено в понятии «процесс». Поступая на подготовку в спортивную школу, ребёнок получает специальную карточку (наподобие трудовой книжки), в которой фиксируются все его спортивные достижения. Это необходимо для того, чтобы своевременно отслеживать соответствие результатов подготовки утверждённой разрядной сетке и присваивать ученику очередные разряды – вроде «1-й юношеский», «3-й взрослый» и так далее. Со стороны организации тренировочного процесса существует понятие, тесно связанное с разрядами и возрастом обучающихся – группы спортивной подготовки. Это не просто объединения по спортивным результатам, это этапы спортивной подготовки. Понятие, опять же, отражает суть процесса: этапы предполагают поступательное движение вперёд, они связаны, в том числе, с возрастом и естественным физиологическим развитием человека.

В спорте выделяется несколько таких этапов – СО, НП, УТГ. В ряде случаев к названию группы и этапа добавляется цифра, указывающая год, то есть время, проведённое спортсменами в составе этой группы, например НП-2. Это значит, что ребята, занимающиеся в этой группе, показывают спортивные результаты, соответствующие по возрасту и уровню развития (преимущественно физического) группе начальной подготовки. А цифра 2 говорит о том, что занимаются дети в этой группе второй год. Так вот, при переводе детей из «школы Капитонова» в секцию велоспорта КС ДЮСШОР №1, которая, впрочем, так и не была открыта, дети вдруг резко потеряли свои спортивные достижения. И, видимо, возраст. За тренером Смирновым до перевода числились группы НП-1, НП-3 и УТГ (учебно-тренировочная). После перевода все оказались в группе СО – спортивно-оздоровительной, причём в одной. Это, во-первых, странно само по себе, потому как СО – для детей 5-8 лет, а спортсмены уже тогда были значительно старше. Во-вторых, все их достижения на этапах спортивной подготовки отражены в «личных делах», и такой регресс результатов просто невозможен в принципе, объяснить его с точки зрения организации тренировочного процесса нереально. Дети не стали моложе. Не стали менее подготовленными. Их разряды (а у многих они были) никуда не пропали. Ну, и в-третьих, если речь о детях разного возраста и с разными результатами – как их можно объединить в одну группу? В итоге было три группы – стала одна; за группы НП и УТГ тренер получает определённые надбавки к заработной плате, с трёх набегала сумма, на которую можно жить. А группа СО, тем более – одна, предполагает… треть от одной-единственной ставки. Таким образом Александр Смирнов стал получать пять с половиной тысяч рублей. Чудеса в решете, да и только!

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.