Наш собеседник – начальник городского отдела образования И.А. Иноземцева.


– Ирина Анатольевна! С 1 февраля начался приём заявлений в первый класс. Что ждёт будущих первоклассников и их родителей в течение ближайших 11 лет? Этот вопрос интересует всех и каждого, ведь в процесс образования вовлечены практически все, поскольку у каждого есть дети и внуки, либо он сам связан с этой сферой…

– Хотелось бы напомнить родителям, что за общеобразовательными организациями закреплены конкретные микрорайоны города. Соответствующее постановление администрации города Ржева, как и информацию о планируемом количестве мест в первых классах можно найти на сайтах отдела образования и городских школ. Родители будущих первоклассников, не проживающие на закреплённой территории, могут подать документы, начиная с 1 июля, – при наличии в школах свободных мест детей туда зачислят.

Что же касается содержания образования – сегодня все школы страны работают по единым федеральным государственным стандартам, которые направлены на обеспечение равных возможностей и формируют единое образовательное пространство страны. Наша задача – решить эту задачу на уровне школ Ржева. В апреле руководители образовательных учреждений города планируют принять участие в III Всероссийском практическом форуме «Образование-2018», который будет посвящён практическим вопросам развития общего, профессионального и электронного образования.

\

НА СТАРТЕ – «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МЕЧТАТЕЛЯМ»

– Вы упомянули об «электронном образовании». В целом – как на образовательном процессе сказывается внедрение новых технологий, тех же электронных ресурсов?

– Сейчас на стадии внедрения находится грандиозный проект, который носит название «Российская электронная школа». Понятно, что электронный, цифровой ресурс в наши дни – это набор инструментов, без которого уже невозможно двигаться вперёд. И образовательная система – яркий пример удачного совмещения существующих в школе традиций и инноваций.

– Конечно, вам, Ирина Анатольевна, как математику виднее. Как правило, руководители, обладая определённой специальностью, невольно регулируют свою деятельность в том же духе. Думаете, цифровое образование сможет в перспективе заменить классическое?

– В образовании для правильного построения моделей обучения и воспитания, исследования и мониторинга ситуации не обойтись без математики. Но могу вас успокоить – цифровое образование не сможет заменить классическое, никто не собирается это делать. Что же касается «Российской электронной школы» – за этим проектом, безусловно, будущее. «Электронная школа» – отличное подспорье для наших учителей, великолепная возможность творить, создавать своё видение урока, опираясь на уже существующие методики.

«Российская электронная школа» – огромный комплект учебно-методических материалов для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Учителя могут найти здесь и лучшие спектакли, и виртуальные музеи, и музыкальные концерты, – одним словом, в «электронной школе» представлен мощный видеоряд, огромная библиотека. Конечно, ни одна виртуальная история не заменит реальность, но это, тем не менее, неоценимая помощь педагогам.

Например, ребятам с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся на длительном лечении, «электронная школа» позволит быстро ликвидировать пробелы в знаниях. Кстати, педагоги Ржева осенью минувшего года уже участвовали в московском проекте по апробации «электронной школы». В течение двух недель учителя, учащиеся и их родители в свободном доступе пользовались электронными ресурсами. Надо отметить, что педагоги были просто поражены их объёмом и с удовольствием пользовались представленными материалами. Ну, а школьников больше всего заинтересовали виртуальные экскурсии…

\

РОСТ КВАЛИФИКАЦИИ И ЗАРПЛАТ

– Конечно, Ирина Анатольевна, любой учитель, которому небезразлична его деятельность, берёт то лучшее, что было наработано до него, и использует то новое, что появилось совсем недавно. К слову, как учитель сегодня может повысить свою квалификацию? Претерпела ли изменения система аттестации педагогических кадров?

– На сегодняшний день требования к квалификации учителя очень высоки: раз в три года педагог обязан по своему профилю проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, он может ежегодно повышать квалификацию по своему желанию. Сохранилась очная форма обучения, но всё чаще педагоги выбирают очно-заочную и дистанционную.  Пока система аттестации не изменилась, но с 2020 года, с введением профстандарта, такие изменения предполагаются: в школах России будет вводиться национальная система учительского роста.

– Правительство РФ, выполняя указы президента, делает многое для того, чтобы регионы обеспечивали учителям среднюю по экономике зарплату. Но многие говорят, что для этого приходится работать на две ставки (плюс классное руководство). Так можно ли сегодня говорить о достойной зарплате ржевских учителей?

– Средняя заработная плата учителя по Ржеву в 2017 году достигла уровня 26 тысяч рублей. Размер зарплаты зависит от величины базового оклада, педагогической нагрузки, квалификации учителя, размера стимулирующих выплат. Нагрузка учителя на ставку составляет 18 часов, дополнительные часы по предмету администрация школы может предоставить только с согласия самого педагога.

\

УРОКИ АСТРОНОМИИ, ШАХМАТЫ И САМБО

– Продолжается региональный этап предметных олимпиад. Каковы в этом году успехи ржевских школьников? Были ли представлены в составе жюри педагоги из Ржева?

– Ржевские школьники были заявлены к участию в 20 олимпиадах регионального уровня. На данный момент прошли 8 олимпиад, и пока у нас определились только призёры. В нынешнем году олимпиадные задания по структуре и сложности очень высокого уровня! Что касается опыта ржевских педагогов, он традиционно востребован: на региональные олимпиады по русскому языку и литературе была приглашена Елена Анатольевна Разумникова (заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №10), по химии – Ольга Николаевна Родина (преподаватель СОШ №9). Занятия с ребятами из муниципалитетов Тверской области по подготовке к региональному этапу олимпиады по информатике в загородном лагере «КомпьютериЯ» проводил учитель информатики СОШ №1 А.Г. Клиндюк.

– Ржевитяне впервые участвовали и в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, поскольку этот предмет теперь преподаётся во всех школах города. Наверное, на очереди шахматы и самбо?

– Да, действительно астрономия в течение нескольких лет не преподавалась в школах, и сегодня мы очень рады тому, что она вновь вернулась в учебные планы. Ведь эта наука важна для формирования мировоззрения ребёнка, развития его потребности к познанию мира. К тому же нельзя забывать: для нашей страны астрономия значима ещё и тем, что помогла России «открыть космос» для всего мира. Педагоги отмечают, что ржевские школьники с интересом изучают этот предмет.

Что касается введения в школьную программу шахмат и самбо, – это тема не новая. Известный педагог В.А. Сухомлинский в своё время писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики и мечтатели». Так вот, шахматы, на мой взгляд, необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретики смогут «отточить» логический аппарат, а мечтатели, благодаря шахматам, смогут работать над усидчивостью, учиться концентрации и самоорганизации.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.