– А люди – вас?

– Бросают. Но теперь я спокойно к этому отношусь. Книга закрыта – нет человека на 250 странице. Значит, открыли 251-ю.

«Я ВСЕГДА БЫЛА «ПОПЕРЕЧНАЯ»

– То, что Ржев – кафедральный город, какие-то чувства у вас вызывает?

– Конечно. Найду время и обязательно пройду по всем церквям. Понимаете, я очень боюсь разного рода кампаний. Когда стартовала антиалкогольная кампания – меня таскали по всем инстанциям, потому что оказалась единственной, кто не вступил в общество трезвенников. Сказала: «Я не пьяница, зачем мне это?». Я всегда была такая «поперечная». Потом наступил момент, когда все побежали в церковь. Но у каждого своя дорога к Богу. Навязывать веру – нельзя. Но наша беда заключается в том, что мы нарушили нравственные основы жизни. Возьмём систему образования – сегодня нет классической школы. Я же филолог, Почётный работник образования, много лет своей жизни отдавший этой сфере. И то, что сейчас происходит в образовании, воспринимаю болезненно. Ведь что такое воспитание? Подпитывание – духовное, нравственное. Себе сказала: «Не могу и не имею права быть безнравственной, говоря о нравственности». А натаскивание на ЕГЭ выхолащивает понятие духовности, нравственности. Какие обои были в квартире у старухи-процентщицы: а – жёлтые, б – зелёные, в – синие? Да, детали имеют значение в литературном произведении, но не это же главное! Радует, что сейчас  вернули итоговое сочинение. Главное – чтобы взрослые с детьми разговаривали. А то наши ребятишки находятся в пограничном состоянии психологического стресса.

– Может быть, ещё и поэтому в нашей стране так много случаев детского суицида?

– Однажды в учительской моя коллега заявила: «Как же я их всех ненавижу!». Говорю ей: «Пишите заявление!». – «Почему я должна уходить?». – «Потому что нельзя Бабе-Яге работать в школе!». Стала ходить к ней на каждый урок, и этот человек всё равно уволился. Нельзя сеять вокруг себя негатив. Знаете, как отучила учителей оскорблять детей? Попросила ребят написать сочинение на тему: «Каким я вижу учителя моей жизни?» Потом собрала педсовет и вслух зачитала работы – без фамилий. Каждый себя узнал. Через два месяца провела ещё одно совещание – оскорблений стало меньше. А уже через полгода ни один преподаватель такого позволить себе не мог – не стало ни «козлов», ни «баранов», ни «уродов», ни «дебилов». Была только личность, которой говорили: «Саша, а каково ваше мнение? Давайте мы с вами на эту тему подискутируем». Когда в ребёнке видишь личность – тогда из детей вырастают нормальные люди.

ГЛАВНОЕ – БАЗИС, А ПОТОМ – НАДСТРОЙКА

– Но ведь важно самому быть этой личностью.

– Это естественно, как я уже сказала, ты не имеешь права говорить о нравственности, будучи безнравственным. Хотя встречала управленцев, которые говорили, что воровать постыдно, а сами – воровали. Слава Богу, у меня были очень хорошие учителя, начиная с бабушки. Управленческой деятельности учили аксакалы. Например, у главы Спировского района – 40-летний стаж в сфере управления. Глыба, а не человек!

Мне объясняли, что всё начинается с элементарного. Какой смысл говорить о высоком, если за шиворот течёт вода с прохудившейся кровли? А дети сидят в классах в пальто? А люди едят некачественные продукты? Главное – базис, и только потом – надстройка. А дальше – дух. Помню, пришла на одну учительскую конференцию (в Год русского языка). В докладах – одна англоязычная лексика. Такое ощущение, что нахожусь в Англии или Америке. А где русский язык? Прослушала 10 докладов – ни о чём. Где предметность? Где ребёнок? Есть понятие целеполагания – зачем нам это всё нужно? Если хочешь получить звёздочку на погоны – это одно. А если хочешь, чтобы ребёнок получил знания, а самое главное, вырос нормальным человеком, приспособленным к жизни, – это другое. Важно, чтобы юный человек не сломался, когда столкнётся с трудностями. Он должен быть стойким оловянным солдатиком! Чётко понимать: если хочешь чего-то добиться в этой жизни – учись, овладевай предметом «от и до», становись профессионалом.

У нас ведь очень хорошая, талантливая молодёжь! Я всегда спорю с теми, кто считает наоборот. А что мы им оставили? Телепроект «Дом-2»? Что мы им предложили взамен? Когда работала первым замом главы Спировского района и вела социальную сферу, у меня был специальный «Час заместителя главы». Ездила по школам, встречалась с детьми, разговаривала с ними. Замечательный опыт, который хочу продолжить в Ржеве.

– Да, вам будет тяжело работать – хотя бы в силу ваших неординарных взглядов.

– Знаю. Мне тяжело всегда и везде. Находишься в состоянии вакуума, кругом: «Ату её, ату!». Проходишь через тернии непонимания, ненависти, цинизма, невежества. Но в какой-то момент, даже не могу понять, когда именно – не отслеживаю, просто работаю – вдруг наступает понимание. И дальше идёт иной отсчёт времени – те же самые люди начинают по-иному относиться.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.