Выставка  с  таким  названием  открылась  в ВЗ сразу после экспозиции питерских художников, картины которых находились здесь больше четырёх недель. Её составили из работ, что в разное время были подарены городу – с прицелом на ожидаемый фонд будущей художественной галереи.


Слева от входа удачно расположилась картина Алексея Гилярова (Москва) «Под Ржевом» – с рядовым сюжетом, умело возведённым автором в апофеоз былинного сказания. Монументальный оттенок полотна достигается за счёт настолько высокого горизонта, что, кажется, художник оценивал вид с использованием дрона-беспилотника. Более того, можно подумать, что автор не умеет рисовать, в чём когда-то обвиняли Делакруа, потом – Мане, а он, в свою очередь, – Ренуара, тот – Матисса и так далее. Мне показалось, что художник писал сюжет от Филипповой дачи, но Любовь Пояркова сказала, что это не так – автор работал в «Зарнице», где лет пять назад, жили художники, съехавшиеся на пленэр.

«Закат над Волгой» Олега Потапова, подаренный ВЗ пятнадцать лет назад, может смело войти в экспозицию художественной галереи как образец реалистического совершенства, встав в один ряд с работами известного живописца Виктора Орлова (Ногинск), неоднократно посещавшим ржевские пленэры, ныне – заслуженного художника России. О его пейзажах следует сказать особо. Во-первых, за ним – хорошая профессиональная школа, основанная на колористическом даровании автора, когда цветовая гармония возведена в превосходную степень. У Орлова нет неожиданных ракурсов, вычурных композиционных решений, желания удивить зрителя экстравагантностью, переделать мир по своему образу и подобию. Его полотна поэтичны, искренни, непосредственны. В размер 34х105 см («Монастырский двор») он втискивает массивные каменные арки XVI века, вызывая в памяти благоговейное преклонение перед величественной стариной времён Андрея Рублёва.

На выставке представлена его картина «Осень» (2008), мимо которой пройти невозможно. На переднем плане – скромный стожок сена, попавший в тень, зато за ним – ярко освещённая стена растительности с уходящими вдаль лугами, тоже зримо солнечными. Свет в картине играет главную роль, а колорит подчинён строгому рисунку, цветовые пятна совпадают с границами предметов, помогая выстраивать композицию. Разумеется, картины В. Орлова займут своё место в новой галерее.
Как продолжение лесной темы звучат завораживающие «Лесные дали» Галины Матвеевой (2005), на этот раз отказавшейся от сказочно-наивного показа действительности. В них заложен размах русской природы с напряжённым звучанием цвета, контрастом уходящего к горизонту, вбирающего в себя ширь и гладь полей и лесов. И было бы странно не увидеть в чистой дали белоснежную церквушку, прекрасно вписавшуюся в общее настроение полотна.
Встреча с Николаем Чувахиным, его «Осенним утром», воистину стала праздником. Долгое время картина висела в кабинете у бывшего начальника отдела культуры Валентины Бременевой, и думалось, останется там навсегда. Оказалось, нет. Скорее всего, это заслуга Валентины Григоренко, отстоявшей реликвию для всеобщего обозрения. В будущей художественной галерее небольшая, но бесценная по настроению и камерности мотива работа также займёт достойное место.
Игорь Бучнев из Твери – педагог художественного училища им. Венецианова, тонкий ценитель прекрасного, но совершенно иного плана, нежели предыдущий автор. Мотив «Набережной Волги» строится от жёсткого переднего плана с хорошо вылепленным парапетом в глубину, как бы вовлекая зрителя в пространство картины, перекликаясь с другой его работой – «Обелиск», находящейся в запасниках фонда. В «Набережной» Волга спрятана за металлической оградой, но это не мешает её лицезреть, наслаждаясь купавами деревьев с храмом Оковецкой Божией Матери, получающим торжественно-радостное звучание на фоне летних кучевых облаков. И. Бучнев – мастер обобщения увиденного им сюжета. Он не сюсюкает перед натурой, а смело расправляется с ней, поворачивая, если нужно, в выгодную сторону. Счастливы студенты, что попадают в его аудиторию, поскольку получают здесь основы высокохудожественного познания. В Игоре Анатольевиче есть что-то от великих учителей эпохи Возрождения, когда не было интернета, а красоту не смешивали с моралью.
Евгений Артёмов, член Союза художников из Липецка, назвал свою картину с двумя фигурами, как литературный рассказ – «Ты что там делаешь?». Одна из фигур прислонилась к покосившемуся дому, другая, созерцающая эту сцену, выдаёт сходство с Еленой Логуновой, молодой художницей из Твери, тоже членом Союза художников. Они и несут сюжетную нагрузку, разбивая свободное пространство композиции. Странно, что художник не стал изображать Покровскую старообрядческую церковь. Е. Артёмов нарисовал не всё здание, а лишь один угол, правда, узнаваемый. Он остановил выбор на деревянном, чудом сохранившемся доме, зато свою коллегу по пленэру прописал основательно, и если бы не она, то не было бы смысла включать картину в экспозицию выставки. Юмор – это прекрасно, но на место в галерее она вряд ли потянет. Чего греха таить, многие участники пленэров дарят ВЗ не самые лучшие этюды, поскольку критического отбора не происходит.
Андрей Савельев, педагог из Твери (училище им. Венецианова, член правления отделения Союза художников), подарил Выставочному залу небольшой этюд с изображением речки Сишки. Место, где на могиле генералу А. Сеславину, герою войны 1812 года, установлен памятник, находится рядом с большим братским захоронением погибших в годы войны бойцов Красной Армии, Обелиском и часовней во имя святителя Николая Чудотворца. Всё это автор этюда проигнорировал, остановив взгляд на метрового размера речушке. Правда, вложил в работу профессиональные навыки и умение вдохнуть в скромный сюжет жизнь, отчего он заиграл эмоциями, свежестью красок и живым мазком.
«Провинциальный пейзаж» Руслана Бурцева настораживает некоторым анахронизмом, таящимся в композиции слегка вздыбленного второго плана, в отсутствие воздушной прослойки слипшегося с первым.
Для того чтобы создавать прекрасное, греки и итальянцы эпохи Возрождения нашли пропорции, в которых заключался ритм. И он начинал жить, независимо от творца. Большие размеры ещё не дают основания считать работу удачной: несмотря на превосходный живописный строй, она может оказаться просто фотографичной. Критические замечания подкреплю словами Аристотеля: «Пусть мне дороги друзья, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».
Павел ФЕФИЛОВ, искусствовед, член Союза художников России

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.