№47 28 ноября 2013 года

Некоторые остроумцы стали называть Ржев «выездным» городом. В том смысле, что из него всё больше и больше выезжает людей: кто на вахту – в Москву, Питер, а то и на «севера», кто на учёбу, кто на постоянное место жительства в мегаполисы – в поисках лучшей доли для себя и своих детей. Тех, кто связывает своё будущее с Ржевом, становится все меньше, тех, кто видит возможность самореализоваться в родном городе, продвинуться здесь вверх по служебной лестнице, – ещё меньше. Ржевитяне все сильнее погружаются в вязкое болото недоверия к власти, густо замешанной на чувстве безнадежности, странным образом сочетающемся с агрессивностью и злостью. В общем, налицо невеселый диагноз – город воинской славы Ржев становится (если уже не стал) депрессивной территорией.

«Выездной» город

В последнее время почти все ржевские СМИ, к которым присоединились и федеральные в лице телеканала НТВ, сообщали как о главной городской проблеме, связанной с отказом специализированной организации вывозить мусор. Копий по этому поводу сломано немало, слов сказано ещё больше, проведена акция в европейском стиле и два мероприятия под эгидой коммунистов. В общем, человеку, который смотрит поверх явления, может показаться, что мусор и есть корень всех проблем. Однако же стоит лишь немного призадуматься, как становится очевидным: вопрос мусора – это только локальная задача, небольшая часть более общей проблемы, имя которой – ЖКХ в Ржеве.

Не хотелось бы сейчас говорить о форме собственности имеющихся объектов жилищно-коммунального хозяйства. В практике можно найти примеры как отлично функционирующих частных предприятий, так и совершенно противоположные. Наверное, не совсем на пустом месте реформаторы в правительстве еще в середине 90-х годов взяли твердый курс на перевод системы ЖКХ в частные руки. Коммунальный кризис вовсю бушевал уже тогда, причем он грозил привести страну к всеобщему коллапсу. В общем-то, государство действительно оказалось не очень хорошим управляющим. Денег у него на отрасль, обеспечивающую жизнь людей, не было, у муниципалитетов их не было тем паче, – вот и пришли наверху к выводу: а отдадим мы ЖКХ частникам, пусть они и разбираются со всем хозяйством! Первыми пали в загребущие руки частных хозяев предприятия, подающие тепло, – как наиболее рентабельные и технически благополучные. Ну, а потом процесс пошёл.

В 90-е годы как о главной причине кризисного состояния ЖКХ говорили о хроническом недофинансировании, очень низких тарифах на услуги – так сказать, наследии советской системы. Сейчас многое изменилось, в первую очередь в том, что касается оплаты услуг населением. В отличие от советских времен мы стали платить не просто много, а очень много. По оплате газа, электроэнергии, некоторым другим позициям мы обогнали Соединенные Штаты Америки и вплотную приблизились к Европе, где своих энергоресурсов практически нет, если не считать энергию приливов и ветра. То есть деньги стали крутиться в отрасли огромные, а вот отдачи от них, увы, нет. Громадным потоком они утекают куда-то в неведомые страны.

Учет без контроля

И ведь нельзя сказать, что правительство полностью самоустранилось из этой сферы. Нет, оно всё время придумывает что-то новенькое, только в основном по части того, как побольше содрать с населения деньжат. Теперь вот нормы социальные придумали, которые будут исправно выкачивать деньги из карманов, а еще – общедомовые нужды, на подходе – сборы на капитальный ремонт. Плюс на горизонте маячит налог на недвижимость. Того и гляди – общие расходы на ЖКХ составят треть доходов семьи, а вот субсидии смогут получить не все, далеко не все.

В такой ситуации, когда деньги собираются громадные, а отдачи как не было, так и нет, первостепенным становится вопрос о контроле за их расходованием. Ну, до «народного достояния» муниципалам, конечно, не добраться. Бюджет «Газпрома» – тайна за семью печатями, и не известен даже думцам, газовики на местах повторяют опыт старших товарищей. Нормативы, тарифы должна бы регулировать ФСТ (Федеральная служба по тарифам) и ее «дочки» – региональные энергетические комиссии. Но они исправно из года в год штампуют очередное повышение цен. Так было, например, в 2008-м в Ржеве, когда РЭК с подачи ООО «Коммунальных ресурсы РЖ» (Водоканала) пошла на повышение тарифов на холодную воду сразу на десятки процентов. Почему-то тогда коммунисты фактически выступили на стороне РЭК, обвинив во всем городскую администрацию и выступив против неё в суде. Между тем городские власти на тот момент первыми вступили в борьбу против неправомерного решения РЭК без какого-либо давления со стороны.

И если бы город тогда не отстоял свою позицию в областном суде, то платили бы сейчас ржевитяне за воду раза в два больше, чем сейчас. Как платят в настоящее время за газ по двойному тарифу владельцы газовых счётчиков в многоквартирных домах, начиная с 2013 года. И никакое давление (впрочем, его и не было вовсе) этому не помешало. А в суд администрация города не обращалась. В итоге жители города платят за газ цену, которую никак не назовешь экономически обоснованной. Единственное обоснование – желание монополистов подтянуть платежи граждан, имеющих счётчики, к тем счетам, которые вынуждены оплачивать граждане без счётчиков. А у них нормативы многократно завышены. Количество газа по нормативу впору употребить не одному человеку, от которого идет отсчет (разумеется, если у него не открыто маленькое подпольное производство), а многодетному семейству.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.