Надо думать, со временем эта проблема решится сама собой: пройдёт много лет, памятник обветшает (железобетон – всё-таки не бронза и не гранит), уйдут потихоньку люди, которым он дорог… Что тогда установят на его месте? Скорее всего, храм – например, в честь равноапостольного святого князя Владимира. Хотя, скорее всего, Путин к тому времени тоже уйдет, а как будут звать его преемника, никто пока не знает.
Но оставим сильных мира сего и обратимся к иным сюжетам. Постепенно план монументальной пропаганды расширился и стал включать в себя не только революционеров и прочих героических личностей, но и просто декоративную скульптуру – хотя, конечно, в рамках всё той же пропаганды.
Заповедником таких скульптур был некогда кинотеатр «Победа» и примыкающий к нему Городской сад, что неподалеку от Оковецкой церкви. В маленьком саду при кинотеатре была некогда высокая клумба с установленной наверху статуей пионера, трубящего в горн. Горн, правда, довольно быстро отломали. Да и сам пионер простоял недолго. Наверно, дислокация была неподходящей – как раз на месте маленького бассейна с золотыми рыбками. Рыбок, естественно, кто-то выловил (надеюсь, для аквариума, а не на сковородку). Затем исчезла вода. Потом – и сам бассейн. Позже началась опупея с пионером… Фэншуй, однако! Конфронтация воды и земли!
Впоследствии рядом со стороны улицы Октябрьская установили ещё две статуи – пограничника с собакой и девушки с книгой. За что они агитировали? Ну, конечно, за неприкосновенность границ Советского Союза и упорное овладение знаниями. Подозреваю, что пограничник был тем самым знаменитым сержантом Карацупой, отловившим чуть ли не сотню нарушителей границы, а собака — тем самым не менее знаменитым псом по кличке Индус, его верным напарником.
В Городском саду со стороны кинотеатра тоже стояли статуи, на этот раз – спортсменов, футболиста и волейболистки. Зимой в ожидании очередного сеанса они служили ребятишкам в качестве мишеней для снежков. Особенно много снежков почему-то доставалось волейболистке. Впрочем, понятно почему: каждый малолетний хулиган старался пометить снежками интересные детали на могучем торсе спортсменки. У входа тоже располагались две статуи – геологов, мужчины и женщины, со статными фигурами, героическими лицами и какими-то инструментами. Или мужчина был всё-таки не геологом, а шахтёром с отбойным молотком?
Постепенно, год за годом, статуи ветшали, теряли привлекательный вид и подвергались сносу – увы, уже без замены. Видимо, функции агитации и пропаганды постепенно перехватывало телевидение. До самой перестройки продержалась только героическая геологиня, но и её убрали во время реконструкции парадного входа.
Когда-то такие статуи были разбросаны по всему городу, преимущественно они стояли в скверах и парках, но иногда забегали и на территорию предприятий. Так, на территории комбината жаккардового ткачества, на берегу маленького прудика, стояли купальщицы – женщина с маленькой девочкой. Зимой на них нельзя было смотреть без дрожи. Всё-таки климат у нас не способствует общению с обнажённой натурой.
На нижней площадке краностроительного завода, кажется, до сих пор стоят почти домашние, непарадные бюсты Ильича и Калинина, имя которого носило предприятие, а также две скульптурные группы – двое рабочих и мужчина с женщиной у основания взлетающей ракеты (раньше они стояли на площади Мира).
Также оазисами пластического искусства служили детские сады, где обычно стояли статуи, изображающие играющих детей. Да еще в некоторых дворах располагались скульптуры медведей и оленей – видимо, призванные напомнить, что кроме городов существует ещё и дикая природа.
Увы, большинство всех этих произведений какого-никакого, но искусства к настоящему времени исчезли без следа. Одно из немногих исключений – статуя командира с планшетом во дворе квартала, располагающегося напротив бехтеровской остановки автобусов. Заметно, что за ней кто-то ухаживает, время от времени подкрашивает и приносит цветы. Из новоприбывших можно отметить суперсовременную статую светодиодного оленя перед клубом ЖД. Она неплохо выглядит ночью, когда включают электричество. Зато днём этот олешек мало привлекателен – голая металлическая конструкция, и только.
Конечно, телевидение заменяет у нас всё, что угодно. Но городская скульптура все-таки вносила некоторые дополнительные нотки в облик города, и ее немного жалко. Что будет дальше? Посмотрим. Поручик Ржевский, где вы? Ау-у-у!
Георгий СТЕПАНЧЕНКО.
Фото из архива.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.