В этом сезоне Дворцу культуры исполняется 65 лет, и в преддверии юбилейных мероприятий волонтёры из молодёжного клуба «Идея» пригласили сюда всех желающих на экскурсию, во время которой интересно и задорно представили историю ДК, а также его легенды и байки. Вот лишь некоторые из них…
РЖЕВСКИЙ СЛЕД ЕКАТЕРИНЫ II
Район современных улиц Садовая, Большевистская, Верещагина, Пионерская, Степанченко и далее в сторону Опок издавна считался тверской стороной Ржева. В отличие, например, от правобережья Волги, которое традиционно относилось к московским владениям. До событий 1917 года всех жителей этой ржевской окраины собирала под своей сенью Троицкая церковь. В народе храм называли Екатерининским, ведь один из его приделов был освящён в честь святой великомученицы Екатерины. Как тут не вспомнить народные легенды про след, оставленный в истории Ржева, в том числе при строительстве этого храма, императрицей Екатериной Второй!
Троицкая (Екатерининская) церковь находилась на Троицком взвозе. Теперь это улица Чайковского, где и располагается Дворец культуры. Улицу Большевистская прежде именовали Екатерининской, поскольку она начиналась как раз у Троицкой церкви. Ул. Пионерская называлась 1-я Троицкая, ул. Садовая носила название 2-я Троицкая. А от современной проходной «Электромеханики» начинался живописный Троицкий парк. Итак, теперь вы знаете о том, что на месте Дворца культуры с 1790-го находилась Екатерининская церковь…
ГОРДОСТЬ «ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ»
Идея строительства Дворца культуры принадлежит Игорю Верещагину, который в начале 50-х годов XX века начал свою трудовую деятельность на заводе «Электромеханика» (на тот момент п/я-80). С мая 1956-го по март 1973 года Игорь Александрович был директором предприятия. Глубокие знания, богатый опыт, выдержка и такт в общении с людьми, умение выделить в работе главное – эти и другие качества позволили ему успешно руководить большим коллективом и добиваться поразительных успехов.
Настоящей гордостью сотрудников «Электромеханики» стал Дворец культуры со зрительным залом на 450 мест. Говорят, по замыслу Верещагина, здание должно было иметь ещё один этаж, а по фронтону его хотели украсить скульптурами муз, покровительствующих видам искусства.
Игорь Александрович хорошо понимал и уверенно отстаивал необходимость повышать культурный уровень заводчан. Он считал, что людей должна окружать красота, недаром в заводском микрорайоне были высажены молодые саженцы деревьев и кустарников, разбиты газоны и клумбы, появились асфальтированные дороги…
ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА
Со строительством Дворца связана легенда о том, как в 1957 году представитель «Почтового ящика-80» ездил в Москву «выбивать» цемент. Дефицитного материала в наличии не оказалось, но тут командированный увидел, что такой же проситель, как и он (только с красной полосой на документе), получил цемент от министра. Будучи человеком смекалистым, он нарисовал такую же полосу на прошении и добыл вожделенный стройматериал!
В 70-80-е годы XX века в Ржеве развернулось масштабное жилищное строительство. Один лишь завод «Электромеханика» в тот период построил: на улице Робеспьера – дома №№ 9, 8, 7 и 5 (с кафе на 50 мест); на улице Челюскинцев – дома №№ 10 и 12; на улице Большевистская – дома №№3 (общежитие на 502 места), 7, 9/16 (парикмахерская «Олимпия»), 23 (малосемейное общежитие); на улице Тимирязева – дом № 5/25, на улице Бехтерева – дом №8, на улице Пионерская – дом №4…
А теперь вернёмся к истории ДК. Наверняка посетители Дворца обращали внимание на круглую клумбу в его внутреннем дворике и сквере. Так вот, на месте этой клумбы планировали построить… Дворец бракосочетания! Ну, а поскольку это событие не состоялось, этот факт мы решили именовать легендой.
В СТИЛЕ СОВЕТСКОГО АМПИРА
Здание Дворца культуры построено в стиле советского (сталинского) ампира, хотя ранее, ещё в 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, это архитектурное направление было фактически запрещено – постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Советский ампир получил популярность в СССР с конца 1930-х по 1950-е годы и охватывал широкий спектр объектов – от жилых домов до общественных зданий. Стиль возник как ответ на необходимость создания монументальной архитектуры, способной демонстрировать мощь и величие государства. Его главная особенность – масштабность и монументальность. Типичные элементы: массивные колонны и пилястры, богатый лепной декор, высокие цокольные этажи, строгая симметрия композиции.
Обратите внимание: когда вы заходите во Дворец культуры, у вас под ногами – настоящий мрамор! Белый мраморный пол и паркет – вот по таким покрытиям прохаживались ржевитяне сразу после того, как была перерезана алая ленточка перед массивными дубовыми дверьми при открытии ДК. Кстати, открывали Дворец культуры в канун Нового года – 30 декабря 1960-го. У величественных колонн в фойе второго этажа в вальсе кружились пары. В буфете радовала глаз пушистая красавица-ёлка. И невозможно было поверить, что всего каких-то 10 лет назад ликвидировали последние землянки, в которых ржевитяне ютились после войны!
AUGUST FORSTER ПРОТИВ «КРАСНОГО ОКТЯБРЯ»
Дворец культуры – единственное культурно-досуговое учреждение округа, где есть концертный рояль бренда Kawai, и это очень дорогое удовольствие. Этот рояль – второй за историю ДК. А про появление первого есть интересная и немного ироничная история…
В 1985 году Ржев неожиданно посетил всемирно известный пианист Святослав Рихтер. И, конечно же, он предложил безвозмездно дать в нашем городе концерт. Но где именно его устроить? В здании, где сейчас размещается ДШИ №3, находилось музыкальное училище, но зал там небольшой, вместимостью всего 100 человек. А вот во Дворце великого музыканта смогут услышать как минимум 400 зрителей! И такое решение было принято.
Однако во Дворце не было рояля, и тогда один из инструментов решили перебазировать в концертный зал ДК из музыкального училища. Рихтер осмотрел имеющиеся там рояли, оценил состояние клавиш и сказал, что сыграет на рояле «Красный Октябрь», поскольку у немецкого August Forster западает клавиша…
Бригаде рабочих «Электромеханики» было поручено перенести рояль во Дворец культуры. Ранним утром они объявились в музыкальном училище и первым делом поинтересовались, какой именно рояль следует передислоцировать? Сотрудник, который, видимо, не был в курсе выбора самого Рихтера, решил, что мэтр наверняка будет играть на August Forster. И рабочая бригада, обливаясь потом, доставила рояль немецкого производства на сцену ДК.
И вот пришло время концерта. Полный зал, аншлаг. Люди, которым не досталось места, стоят вдоль стен. На сцену выходит маэстро Рихтер. Зал встречает музыканта аплодисментами. Он садится за рояль, начинает играть, и… клавиша западает. Рихтер останавливается. Думает. Ещё и ещё раз начинает играть, но пресловутая клавиша по-прежнему западает. Тогда Рихтер встаёт и уходит со сцены. Зрительный зал в недоумении…
Через четверть часа часть зрителей уже сидела в зрительном зале музыкального училища и слушала концерт. Всех остальных пригласили в зал ДК на следующий день.
Утром следующего дня бригада «Электромеханики» прибыла во Дворец, унесла немецкий August Forster обратно в музыкальное училище, а в ДК доставила советский «Красный Октябрь». Можно только предполагать, что испытывали рабочие, «гуляя» с роялями по маршруту «Дворец-Музучилище-Дворец».
Концерт состоялся на сцене ДК с ошеломительным успехом, подарив счастье почти половине тысяче ржевитян. А вот рабочая бригада больше в ДК не объявлялась, поскольку «Красный Октябрь» решено было передать учреждению в безвозмездное пользование.
ПОЧТИ «ИРОНИЯ СУДЬБЫ»
В биографии ДК было множество интересных историй и случаев, в том числе связанных с гастролями известных артистов. Скажем, совсем недавно здесь давали «Лебединое озеро» в исполнении Русского академического классического балета из Санкт-Петербурга. В назначенный день, за четыре часа до начала спектакля, артисты прибыли на площадку. Они разминались, пили кофе, рассматривали фото на стендах…
За полтора часа до спектакля выяснилось, что техническая машина с декорациями, танцевальным покрытием для сцены и костюмами в ДК так и не прибыла. Администратор звонит водителю: «Ты где?». – «Я стою по адресу: ул. Чайковского, дом 2», – отвечает тот. Администратор выбегает на улицу, но машины нигде нет. Опять звонит водителю, и тут выясняется: машина уехала в Торжок, который стоял в гастрольном графике труппы на следующий день. Водитель стартует из Торжка и мчит в Ржев. Ну, чем не «Ирония судьбы»?
Спектакль задержался ровно на час, артисты работали без специального покрытия и декораций. Коллектив ДК был шокированы тем, насколько быстро артисты облачались в костюмы. Несмотря ни на что, спектакль ржевитянам понравился: громкие крики «Браво!» и аплодисменты стали лучшей наградой артистам.
***
Дворец культуры всегда выполнял важную задачу – поддерживал самореализацию ржевитян в каком-либо виде творчества. В фойе на втором этаже находится настенный каталог клубных формирований Дворца. Сегодня их 30, и среди них есть общественные и любительские, коллективы народного творчества. Ну, а более подробно с ними можно ознакомиться, побывав в информационной галерее на первом этаже.
Сегодня ржевитяне – свидетели знаменательной даты в истории Дворца культуры, 65-летия его творческой деятельности и собственно биографии, гордости и славы родного округа!
Надежда БЕЛОВА
Фото из архива ДК.
