В ПОИСКЕ … ПОИСКОВИКОВ.
На прошлой неделе поступило редакционное задание: выехать в направлении деревни Дешёвки с/п «Победа» и отыскать там участников экспедиции, цель которой – подъём фрагментов советского пикирующего бомбардировщика Пе-2, потерпевшего здесь крушение в годы войны. Казалось бы – ничего сложного. Но сразу скажу: в тот самый день взять материал для статьи мне так и не удалось.
Деревня Дешёвки когда-то была большой и процветающей. Со временем, под воздействием различных обстоятельств её население заметно сократилось, что немедленно бросается в глаза. Дорога – не слишком плохая, поля вдоль неё по большей части обрабатываются. А сама деревня представляет собой скопление построек разной степени разрушения. Выглядит жутковато, особенно пасмурным октябрьским вечером.
Тем не менее, в Дешёвках живут люди, и даже молодёжь. Первый же встреченный нами мужчина с готовностью подсказал, что за деревней, у места раскопок, установлен крест, и поисковики, скорее всего, работают именно там. Добраться до этого креста он предложил нам через старый песчаный карьер. Оригинальность совета мы оценили, уже миновав этот памятник кипучей деятельности. Количество и степень ветвления различных дорог, тропинок и тропочек в лесах, окружающих Дешёвки, просто не поддаётся подсчёту. Каждые метров 70 от более широкой дороги в различные стороны ведут многочисленные ветвящиеся дорожки поменьше. В общем, чтобы найти тот самый крест, нам пришлось вернуться в деревню и спросить уже другого, более молодого человека, о точном месте его расположения. Потратив на увлекательный трип по ржевским лесам около трёх часов, мы, тем не менее, остались ни с чем: крест-то нашёлся, вот только никакого лагеря поисковиков возле него мы не обнаружили. Зато нашли рядом с ним солдатские каски, сложенные горкой; и это зрелище в безлюдных лесных местах не вызывало радости.
ПЕТЛЯКОВ-2.
Кому-то могут показаться странными подобные игры в прятки в наше время высоких технологий, только в тот раз всё сложилось таким образом, что ни навигатора, ни мобильного интернета просто не было. А руководитель отряда “Память 29-й армии” Сергей Петухов трубку не брал – наверняка был занят. Встретиться с ним довелось только через пару дней, когда место дислокации отряда мы выяснили досконально. Оказалось, что ржевские поисковики вместе со своими коллегами из Москвы и Смоленска работают примерно в километре от Дешёвок, не доезжая деревни.
Никаких крестов с касками здесь нет. Но всё равно в подлеске жутковато, несмотря на то, что в лагере многолюдно. Внутри полукольца из палаток и автомобилей – достаточно большой котлован, заполненный гранитно-серой водой. Неподалёку – ворох искорёженных кусков металла, когда-то бывших элементами фюзеляжа пикирующего бомбардировщика Пе-2, потерпевшего катастрофу в районе Дешёвок в августе 1942 года. Серое осеннее небо, серая глина – везде.
По некоторым данным, “12 августа 1942 года с боевого задания по бомбардировке живой силы и артиллерии противника в районе Ржева не вернулись два самолета Пе-2… Судьба экипажей неизвестна”. По словам руководителя департамента поисковой и реконструкторской работы Российского военно-исторического общества Сергея Мачинского (именно РВИО оказало большую поддержку при проведении работ), участники поисковой группы предположили: обнаруженная “пешка” является одним из этих пропавших самолётов. Установлению исторической справедливости мешает, как ни странно, бомба, которую нёс бомбардировщик.
Пе-2, если говорить о воздушном бое, хоть и бомбардировщик, но не совсем лёгкая мишень. Самолёт, экипаж которого состоял из лётчика, штурмана и стрелка, был оборудован пулёметами, что доставляло немало проблем истребителям противника. Однако, сама “пешка” особой живучестью не отличалась, поэтому стандартной для тех лет боевой тактической единицей в авиасоединениях считалась “тройка” – у экипажей сразу трёх машин, по крайней мере, был шанс отбиться от вражеских самолётов до того, как они выходили на дистанцию атаки. В противном случае экипаж могло спасти только активное маневрирование. А в борьбе с зенитной артиллерией никаких шансов у Пе-2 не было: на тот момент их ещё не начали оборудовать авиационными гранатами, которые с горем пополам можно было применять по живой силе и артиллерии.
Опытные поисковики предположили: обнаруженный возле Дешёвок самолёт горел – об этом свидетельствуют некоторые находки на месте крушения. Скорее всего, экипаж покинул горящую машину до того, как выполнил боевое задание, и “пешка” врезалась в землю вместе с авиабомбой, которая, естественно, от удара взорвалась. Более тяжёлые детали конструкции глубоко, на несколько метров, вошли в землю. Всё остальное, по словам руководителя поискового отряда “Память 29-й армии” Сергея Петухова, разметало вокруг места аварии в радиусе полутора сотен метров.
ТОЛЬКО ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ.
Поисковая работа, как известно, – не только “полевая”. Даже сам поиск во многом сводится не просто к эксгумации останков воинов; важно ещё и установить их личности. Найти медальон, капсулу с именем и фамилией погибшего, проследить в архивах его боевой путь, сообщить родственникам и перезахоронить в их присутствии – вот идеальная схема развития событий. Естественно, не всегда удаётся найти эти самые медальоны, да и не у всех красноармейцев они вообще были. И тут на выручку приходят архивы. Архивная работа порой позволяет определить – пусть и не всех поимённо, но, например, состав погибшего подразделения. А это – уже много! Конечно, присутствует определённая погрешность; нельзя с уверенностью сказать, грубо говоря, кто есть кто, но таких солдат уже не называют безымянными.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.