В Ржеве состоялся городской фестиваль «Гори, гори, моя звезда», посвящённый 165-летию Почётного гражданина г. Ржева, основателя Ржевского профессионального театра Павла Семёновича Немирова (1857-1942). Театральный коллектив клуба ЖД «Улей» (режиссёр – Наталья Андреева) не остался в стороне от этой знаменательной даты, порадовав нас очередной премьерой – спектаклем по пьесе советского писателя и драматурга Александра Копкова «Царь Потап».


«Я ЗДЕСЬ ЦАРЬ!»

Максим Горький назвал автора пьесы «одной из самых ярких фигур советской литературы и драматургии». И это – несмотря на то, что творческое наследие Копкова невелико: как драматург он написал всего две пьесы – «Слон» и «Царь Потап». В 1940-м автор попал под жернова сталинских репрессий: Александра Андреевича признали антисоветским элементом, а его произведения попали в список запрещённых. Между тем двумя годами ранее «Царя Потапа» ставили даже на сцене ленинградского БДТ – под руководством знаменитого Бориса Бабочкина! Но впоследствии пьеса была надолго похоронена, и только в наше время обрела вторую жизнь.

Кстати, перед премьерой я решила с ней познакомиться, однако выяснилось: текста пьесы попросту нет в открытом доступе, а на книжном рынке цена за книгу Копкова «Царь Потап» колеблется с 4 до 50 тысяч рублей. Так что руководитель театрального коллектива «Улей» проявила недюжинные способности, чтобы добыть заветный текст.

Действие пьесы происходит на хуторе близ Волги в 1913 году. Там коротает свой век его хозяин Потап Урлов (Сергей Андреев) вместе с супругой Катериной (Марина Кульнева) и прочими домочадцами. Потап встаёт ни свет ни заря, сам трудится до седьмого пота и близких заставляет работать – криками, тычками да подзатыльниками. Со временем Потап из бедняка превратился в зажиточного человека, который на своём хуторе и в округе – Царь. Он прямо так и говорит: «Я здесь Царь!».

Жена Потапа, Катерина, измучена тяжёлой работой и самой жизнью. Её попытки хоть как-то наладить мир в многочисленном семействе, под всех подстраиваясь, ни к чему не приводят. Чего только стоит накормить такую ораву! А Потапу всё не так – он может и накричать, и пирогом в благоверную запустить, и толкнуть с силою. Нет спасу от главы семейства и другим домочадцам: скажем, разговаривают они исключительно на повышенных тонах.

Причём актёры так натурально дрались и кидались друг в друга всем, что под руку попадёт, что я, честно говоря, боялась, как бы кто из них не получил «производственную травму». Зрители, не знакомые с фабулой пьесы, иногда смеялись в неподходящих местах. И действительно, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. И – страшно.

Пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время. Суровый, мрачный быт, сцены домашнего насилия, неспособность услышать друг друга – таков исход поклонения золотому тельцу, когда люди попросту теряют человеческий облик…

ПЕРСОНАЖИ ИЗ ЖИЗНИ

Царь на расправу скор. Домочадцы, в том числе сыновья, отца панически боятся и ненавидят, мечтая о его скорой смерти и возможности жить отдельно – естественно, со своей долей наследства. Но в планы Потапа раздел имущества не входит: «Не для того я поселился на хуторе, чтобы жить в деревне!» – восклицает он.

Потап возлагал большие надежды на старшего, Павла (Михаил Струнин), которого отправил в город, снабдив деньгами. Однако тот оказался пустобрёхом и мотом – вернулся домой без денег, при этом в одежде по моде, штиблетах с калошами и с городской женой-портнихой, Еленой Сергеевной (Татьяна Румянцева). Всё, что он смог заработать в городе, – это пряник и леденец, вручённые младшему брату.

Степан (Дмитрий Кудрявцев) – весь в отца, такой же работящий, злой и прижимистый. Когда у Павла украли штиблеты, и тому пришлось ходить в галошах (от лаптей категорически отказался – не по чину), у Степана попросили одолжить брату валенки – мол, у тебя же их три пары! И получают категорический отказ. Степан приводит Павлу в пример отца, который из лаптей вырос до валенок, и высмеивает брата за кичливость: вон, сверху, как барин городской – шапка, пальто, а снизу калоши – люди смеяться будут! Остаётся только пожалеть жену Степана – Фёклу (Марина Веселова): жить с таким скрягой – тяжкий крест.

Гаврила (Игорь Жуков) – добродушный парень, желающий уехать в город, живёт отдельно от родителей вместе со своей женой (Валентина Королёва) и сынком Гришкой (Савелий Левашов), оболтусом и шкодником, любителем проверять отцовские карманы. А строптивый и гордый Константин (Дмитрий Зайцев) не хочет жениться по указке отца. Претерпев от него побои, он два года не разговаривает с Потапом, почти всё время проводя на охоте. В лесу ему куда лучше, чем дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.