Недавно депутат Госдумы Владислав Даванков (политическая партия «Новые люди») предложил ввести федеральный стандарт шаурмы. Свою инициативу он объяснил тем, что участились случаи массовых отравлений оной (при несоблюдении санитарных норм можно «подцепить» сальмонеллез, листериоз, различные виды кишечной палочки и гельминты). Вначале я думала, что это будут нововведения в рецептуры или что-то в этом роде. Но, изучив тему, выяснила, что господин Даванков предлагает выдавать специальные наклейки («знаки качества») тем точкам, где готовят из свежих продуктов без кулинарных изысков, жирных соусов и вредных добавок – как по «советскому сборнику рецептур». Даванков отправил свои предложения в Роспотребнадзор. В ведомстве медлят с ответом – «обалдели», наверное, от такой инициативы «Новых людей», и не знают, как бы культурно ответить, не обидев депутата.
*** Но мы, люди в возрасте, живём в провинции, а значит, привычные ко всему. И сегодня выскажем свою точку зрения. Что мешает Роспотребнадзору, прокуратуре, административным, фискальным и иным органам проверять точки торговли и общепита в части соблюдения правил торговли, санитарных норм и прочая, и прочая? Зачем изобретать велосипед, если есть старый, только он валяется далеко на чердаке, и этим средством передвижения запретили пользоваться, чему немало поспособствовал мораторий на проверки малого бизнеса. В уличных павильончиках никто не может претендовать на заветную наклейку, поскольку на нескольких квадратах, где нет даже санузла, с одной раковиной, в лучшем случае, с одним шаурмистом-продавцом-кассиром и единственным разделочным столом, с открытыми настежь дверьми, чтобы работник элементарно не задохнулся от духоты, соблюсти санитарные нормы невозможно. Так к чему нам «новый велосипед» и новый закон? Только ради того, чтобы появилась новая инициатива?
Новость, как горячий пирожок, поэтому как бы ни хотелось оттянуть поход «по шаурме», пришлось тронуться в путь. Хотя желудок подавал тревожные сигналы, усиленно сопротивляясь. Но я его успокоила – мол, на этот раз дегустацией вместе со мной будут заниматься коллеги. Не всё же мне одной страдать – профессия дегустатора очень опасная, а потому должна относиться к самому высокому классу профессионального риска. Итак, сегодня мы представляем «центровую» шаурму, которую продают в самом центре города.
*** Первая точка – «Изи-фуд» (лот 1), что на ул. Бехтерева, около магазина «Магнит». Заказ: «Шаурма сырная свиная», 209 руб., «Куриные крылья» 6 шт., 209 руб., «Фри стандартный», 94 руб., соус чесночный, 35 руб. Итого – 547 рублей. Заказ был сделан с учётом того, что аналогичный набор я закажу в следующих точках. Но дальнейший поход внёс в мои планы свои коррективы.
«Мастер Шаурмы» (лот 2), ул. Трудовая, напротив входа в торговый центр. Фри и крылышки заказать там не смогла, поскольку, по словам девушки-продавца с роскошной чёрной косой, которой она при каждом наклоне размахивала в разные стороны, прямо как на сенокосе, фритюрница сломалась. Пришлось довольствоваться простой куриной шаурмой по цене 170 рублей.
Просто «Шаурма» (лот 3) находится около Нового рынка, в павильоне, где раньше продавали блины. По всей видимости, точка открылась недавно, и там тоже не было ни крыльев, ни картофеля фри. Заказала обычную классическую «Шаурму XXL» с курицей за 200 рублей.
«Шаурма 24 часа» (лот 4) также располагается около Нового рынка. Заказ состоял из «Шаурмы сырной» с курицей, 240 руб., 6 крылышек, 200 руб., «Картофеля фри», 100 руб. Итого 540 рублей.
*** С объектами общепита и заказами разобрались. Теперь несколько слов о санитарных нормах. В «Изи-фуд» довольно просторное помещение, но плохая вентиляция. Я вышла оттуда, благоухая запахами фаст-фуда, как духами «Шанель», да так, что на меня оборачивались прохожие. С улицы заходили заказчики, видимо, сделавшие заказ по телефону, и заглядывали на кухню. Я тоже рискнула сунуть туда свой нос, хотя права на это не имела – санитарной книжки у меня с собой не было. Но я только одним глазком заглянула – честное слово! За это девушка-бармен меня оговорила.
Зато я увидела, что повара работают в печатках, а волосы у них прикрыты. Вокруг жарочной плиты – «творческий беспорядок». Раковину увидела всего одну, хотя по санитарным нормам должно быть две: одна – для мытья овощей, другая – рук. Но, учитывая размер помещения, возможно, их в заведении больше. Фискальный чек после просьбы получила.
«Мастер Шаурмы» – крохотный павильончик с открытой боковой дверью, так что я смогла спокойно обозревать условия приготовления. Не грязно, не считая роскошной косы и грязного фартука продавца, который работает в перчатках, снимая их после приготовления блюда. Насколько часто их меняют, сказать не могу. О соблюдении санитарных норм при приготовлении еды и речи здесь быть не может. Даже если бы и захотели – площадь не позволяет. Фискальный чек (опять-таки после отдельной просьбы) получила.
Просто «Шаурма» – те же самые замечания, что и в предыдущем заведении: продавец и шаурмист – в одном лице. Приятный молодой человек работал в перчатках.
«Шаурма 24 часа», что находится в нескольких метрах от просто «Шаурмы», была закрыта. На павильоне висело лаконичное объявление «Стучите». Постучала, и молодой паренёк отворил окошко, причём слегка – настолько, чтобы я ничего не увидела. Сделав заказ, спросила: почему закрыто? На что получила ответ – мол, видите, рядом конкуренты открылись. Как могут навредить конкуренты, откровенно говоря, я не поняла. Выведать секреты приготовления шаурмы? Но, учитывая дальнейшую дегустацию, скорее всего, так и есть. На просьбу выдать чек продавец ответил, что у них чеков нет, но он может его… выписать. И написал (!) – на листочке тетради в клеточку. Ну, хоть так – для отчёта.
Злорадно потирая руки, пока ждала крайний заказ, позвонила в редакцию и попросила коллег готовиться к дегустации – никто не должен был улизнуть с рабочего места.
*** И ещё один момент – в качестве вишенки на торте. Если в начале пути никакого настроения у меня не было, то под конец я попросту хохотала. Но смех этот, что называется, сквозь слёзы. Простой вопрос: «Где у вас уголок потребителя?» – поверг в тупик работников всех точек без исключения – даже после моих объяснений, что это за страшный зверь такой – «Уголок потребителя». У заведения должны быть все необходимые разрешающие документы, и размещать их следует на видном месте (если, конечно, нечего скрывать) – для ознакомления клиентов.
Итак, ответы: Лот 1: «А что это такое? Это где книга жалоб?.. Нет, нам этого не нужно!». Лот 2: «А что это?.. Поищите в интернете!». Лот 3: «Может, посмотреть где-то рядом?». Лот 4: «А что это такое? Где книга жалоб?».
В последней точке я несколько задержалась, поскольку продавец сам попросил разъяснить ему все формальности. Спросила, кто хозяин заведения, на что услышала: это вроде как секрет – никому говорить нельзя. Очень таинственное, закрытое заведение!
*** И вот я на месте, в редакции. Подготовились к дегустации, лоты разложили под номерами. Для чистоты эксперимента, как бы меня ни пытали, никому не сказала, откуда «снедь». А вот и результаты.
Первое место завоевал лот 4 – «Шаурма 24 часа». За шаурму все четыре дегустатора поставили отличную оценку. Замечательный лаваш, плотная начинка, много сыра – он даже тянется. Видно, что все продукты качественные. Курятина (грудка) прожарена, мягкая, сочная. Соблюдён баланс между всеми составляющими. Соус тоже отличный. Как и форма шаурмы. Крылышки также зашли на «отлично» – понравились всем. Фри. Тут мнения разделились от оценок 5 до 4,5. Но это, на мой взгляд, некритично. В общем, есть что охранять.
Второе место – лот 1, «Изи-фуд». И это справедливо. Правда, до того, как я, соблюдая интригу, озвучила производителя, некоторые дегустаторы выставили невысокие оценки шаурме, крылышкам, картошке фри и соусу. Но после обнародования названия заведения, народ вдруг «распробовал» блюда, и мнение кардинально поменялось. Но, на мой взгляд, попытка поставить низкие оценки в начале дегустации были несправедливы.
Лаваш нормальный – хуже, конечно, чем у победителя, но претензий нет. Много мяса, свинины, с карбонатным оттенком, даже кажется излишне много – можно было бы добавить побольше овощей. Начинка немного рассыпается, привкус кисловатый, но, возможно, это такой соус – по задумке изготовителей. Фри: дегустаторы оценили на отлично, поставив даже вперёд победителя. По крылышкам: пресные, очень много панировки. Да, она хрустящая, но, получается, хорошая оценка – за кляр. А учитывая тот факт, что косточки у курятины были тёмными, пришли к выводу, что курица какая-то залежалая. Чесночный соус, поданный в отдельной ёмкости, наводил на мысль, что это просто майонез, смешанный со сметаной.
Лот 2, «Мастер Шаурмы» на ул. Трудовая вообще оставляем без места. Лаваш, несмотря на всё обхождение, разорвался и потрескался, что говорит о его несвежести. Начинка – сплошное месиво, одни овощи, причём преобладают огурцы, куриного мяса – с гулькин клюв, соус – вообще ни о чём.
Примерно в том же духе следует оценить и лот 3, ларёк «Шаурма» около Нового рынка. Лаваш разорвался, но в меньшей степени, чем у предшественника, при этом он был пережжённым и горьким. Начинка также – месиво, но с «изюминкой»: проведя тщательные раскопки содержимого, мы обнаружили там гнилую капусту и помидоры с «попками».
Кстати, продавец овощей по соседству при мне подходил к этому ларьку, чтобы купить чай. Сложилось впечатление, что именно там и закупают для шаурмы овощной «некондит» по низкой цене. Один сбыл неликвидную продукцию, другой получил без усилий свою прибыль. В убытке остался покупатель, который рискует своим здоровьем. И если ржевитяне давно оценили качество продукции в различных заведениях, и берут шаурму у проверенных продавцов, то гостей города, купивших шаурму в двух крайних точках, остаётся только пожалеть. И пожелать им доехать до места назначения без остановок в ближайшем лесочке.
Наталья БЛИНОВА.
Фото автора.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.